В г. Москве завершилась встреча Национальной коалции «За образование для всех»23 декабря 2011
15–18 декабря 2011г. состоялась встреча национальной коалиции «За образование для всех» Организатор — Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» Присутствовали представители 22 регионов Российской Федерации, в том числе из городов: Хабаровск, Москва, С.-Петербург, Братск, Калининград, Екатеринбург, Сыктывкар, Воронеж, Якутск, Грозный, Владикавказ, Самара, Томск, Владимир, Ставрополь,Ухта, Улан-Уде, Архангельск, Назрань, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону. г. Хабаровск представляла Татьяна Ивановна Фомичева, вице-президент ООИ «АРИДОНС» В рамках встречи 16 декабря 2011г. РООИ «Перспектива» при поддержке Офиса Старшего Советника по правам человека при системе ООН в Российской Федерации провела круглый стол по теме «Рекомендации и предложения по законодательным и политическим мерам в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». В работе Круглого стола приняли участие представители Национальной коалиции «За образование для всех», представители Министерства образования и науки РФ, Департамента образования г. Москвы, педагогического сообщества, юристы общественных организаций, эксперты в области образования и другие заинтересованные лица. Максим Ларионов, руководитель юридического отдела РООИ «Перспектива», отметил: «Вектор государственной политики по отношению к людям с инвалидностью начинает потихоньку менять направление от сегрегационного общества к обществу, в котором созданы равные возможности для всех. Вместе с тем, правовые нормы федерального законодательства носят в большей степени рамочный характер и не содержат четкого механизма обеспечения инклюзивного образования и предоставления образовательных услуг конкретным категориям детей с особыми образовательными потребностями». Терехина Ирина, консультант департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ рассказала участникам круглого стола о деятельности Минобрнауки в этом направлении. «В цели Государственной программы „Доступная среда на 2011 — 2015 годы“ входит создание безбарьерной среды в образовательных учреждениях. Планируется в течение 5 лет создать в 300 общеобразовательных школах в 35 субъектах условия для образования детей с особенностями развития. Также планируется создание стажировочных площадок для преподавателей в таких школах». С докладами о реальном положении дел в сфере образования для лиц с ОВЗ выступили представители региональных общественных организаций Нижегородской области, Санкт-Петербурга, Москвы, Владимира, Республики Бурятия и других. Во время работы круглого стола участники поделились практикой организации образования, в том числе инклюзивного, в регионах Российской Федерации, существующие федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Дмитрий Балыкин, юрист НРООИ «Инватур» (Нижний Новгород) поделился с участниками круглого стола информацией по состоянию инклюзивного образования детей с особенностями развития здоровья, а также по реализации Государственной программы «Доступная среда на 2011 — 2015 годы» в Нижегородской области: «Программа „Доступная среда“ реализуется в 428 школах в 22 районах, но физически невозможно всё объехать. В нашем регионе нет реального законодательства, как в Москве, т.е. закона об образовании людей с ограниченными возможностями, также отсутствует толерантное взаимопонимание. Но ситуация постепенно изменяется усилиями НКО и неравнодушных учителей». В ходе обсуждения проблемы обеспечения доступности образования детей с ОВЗ были подняты проблемы нормативно-правового, финансового и организационного обеспечения не только инклюзивного образования, но и специального коррекционного. Также участники высказали предложения в проект Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». В ходе выступлений и обсуждения данной тематики участники Круглого стола отметили следующее: Система образования является ключом успешной модернизации России и важнейшей составной социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) должно быть направлено на внедрение инклюзии, как приоритетной формы обучения, одновременно не должно привести к уничтожению системы коррекционных школ. Именно в таком виде новая система образования станет по-настоящему «адаптивной» к индивидуальным образовательным потребностям обучающихся. По результатам круглого стола будут подготовлены рекомендации по законодательным и политическим мерам в сфере образования лиц с ОВЗ, которые будут направлены в Правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки, в Общественную Палату РФ, Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка в РФ и в другие федеральные органы власти. Денис Роза, директор РООИ «Перспектива»: Работа на круглом столе получилась очень продуктивной. Приятно было видеть не только участников – челнов национальной коалиции «За образование для всех», но и представителей государственного аппарата, а также ООН. Представители из 22 регионов, а также и другие участники круглого стола поделились своим многосторонним опытом в области инклюзивного образования, своим желанием постоянно делать что-то новое во благо людей с инвалидностью. Финальная речь принадлежала Ришарду Коменде, старшему советнику по правам человека при системе ООН в России: «Рад был присутствовать при столь горячей дискуссии. Преобразования необходимо осуществлять совместно с государственными и общественными организациями. Будем продолжать сотрудничество и в следующем году. Проведение подобных мероприятий являются важными шагами к изменению юридических, социальных и политических прав людей с инвалидностью».
Круглый стол был организован в рамках проектов РООИ «Перспектива»: «Обсуждение изменений в законодательство в связи с подготовкой к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов» при поддержке Управления Верховного Комиссара по правам человека ООН, «НКО людей с инвалидностью и родителей способствуют продвижению инклюзивного образования в России» при поддержке Агентства США по международному развитию в России (USAID-Россия) и «Создание движения „За инклюзивное образование в России“ при поддержке Представительства Европейского союза в России. ООИ „АРИДОНС“ вошёл в состав Национальной коалиции „За образование для всех“ в 2008г. |