В Екатеринбурге инвалид отсудил 100 тысяч рублей у отказавшегося впустить его кафе

19 июля 2012



Суд удовлетворил иск инвалида-колясочника к ресторану, в который его не пустили, чтоб он своим видом не смущал посетителей. Теперь владельцы заведения заплатят за моральный вред 100 тысяч рублей.

Инвалид-колясочник в Екатеринбурге получит компенсацию в 100 тысяч рублей: такое решение принял городской суд во вторник, спустя почти три месяца после скандала вокруг ресторана «Галерея» в центре города, куда не пустили Александра Мокина (тяжелую травму он получил два года назад, неудачно нырнув в реку и ударившись о дно водоема).

Правозащитник и адвокат Мокина Анна Деменова рассказала «Газете.Ru», что свой день рождения 28 апреля Александр Мокин решил отпраздновать с друзьями в ресторане. За несколько часов до приезда 27-летний Мокин позвонил в «Галерею», спросил, можно ли забронировать столик, и уточнил, что он будет в инвалидной коляске. Менеджер заведения ответила утвердительно и любезно предложила забронировать такой столик, чтобы за ним было удобно сидеть в коляске. Спустя несколько часов именинник с другом и двумя подругами подъехал к ресторану. Девушки прошли вперед, а друг стал помогать Мокину с коляской.

Пройти в ресторан им не удалось: друзей остановила охрана, со словами «вам нельзя». Александр позвал менеджера. «Как вы себе представляете отдыхать в нашем заведении в таком виде? Вы будете смущать посетителей», – безапелляционно заявила подошедшая сотрудница «Галереи».

В ответ Мокин потребовал жалобную книгу. Книгу ему не дали, как и документы о регистрации организации. «Администрация вела себя некорректно и высокомерно и заставила его ждать целый час», – сообщила Деменова. Менеджер «Галереи» вынесла лишь бумажку с написанными от руки реквизитами ресторана. Мокин пожаловался в электронную приемную губернатора, и делом заинтересовались правозащитники. Вскоре после инцидента с инвалидом-колясочником связался директор ресторана и пообещал разобраться. «Когда стало понятно, что обещания организации урегулировать этот вопрос и извиниться не оправдались, мы подождали три недели, подготовили иск и подали в суд», – рассказала адвокат Деменова.

По сообщению пресс-службы омбудсмена по Свердловской области, сотрудники ресторана «Галерея» поступили незаконно.

«Кафе, выбирающее себе „удобных“ посетителей, в любом случае нарушило требования статьи 426 Гражданского кодекса о публичном договоре: организация по характеру своей деятельности должна осуществлять оказание услуг общественного питания в отношении каждого, кто к ней обратится», – пояснил официальный представитель правозащитной организации. «Кроме этого в соответствии с п.16 Правил оказания услуг общественного питания исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему, на условиях, согласованных сторонами», – добавил он. Вдобавок «Галерея» не учла принятый 3 мая 2012 года федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». А статья 2 Конвенции ООН о правах инвалидов определяет, что «дискриминация по признаку инвалидности» означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Статья 4 Конвенции о правах инвалидов предусматривает, что государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.

На этих основаниях Александр Мокин подал иск в Орджоникидзевский районный суд Екатеринбурга, и суд удовлетворил иск Мокина в полном объеме. По словам самого Мокина, его интересовали не столько деньги, сколько сам процесс. «Важно, чтобы данный процесс помог инвалидам поверить в себя и в то, что следует защищать свои права, а для обслуживающих организаций и малого бизнеса хотелось бы, чтобы такой процесс стал поводом задуматься о недопустимости таких нарушений», – передают в пресс-службе омбудсмена слова потерпевшего.

Юрист Анна Деменова рассказала «Газете.Ru», что вскоре после инцидента кафе закрылось.

Впрочем это не помешает Мокину получить компенсацию. «Юридически кафе существует, и по выписке из реестра налоговой инспекции оно не обанкрочено и указано как действующее лицо. Судебные приставы наложат взыскания на счета, и Александр получит компенсацию», – пояснила Деменова. По ее словам, действия приставов начнутся не раньше, чем через два месяца.
Как утверждает Деменова, подобные случаи в Екатеринбурге случаются редко, но при этом правозащитников беспокоит проблема «доступности среды»: «Обычно у нас инвалид-колясочник не может даже из дома выйти. Пандусов либо нет, либо они не отвечают безопасности передвижения инвалидов». Заместитель председателя Московской городской организации Всероссийского общества инвалидов Валерий Школьников сообщил, что в Москве он с такой проблемой не сталкивался. «Может, мне просто везло, но люди обычно относятся к нам хорошо и с пониманием и не просто не мешают, но даже помогают», – сообщил Школьников.

Напомним, что не так давно в подобной ситуации оказался инвалид-колясочник, пострадавший в армии, Андрей Сычев. Сотрудники екатеринбургского отделения банка ВТБ 24 отказались выдать Сычеву ранее одобренный кредит на машину, увидев, что он прикован к инвалидному креслу. По словам самого Сычева, сотрудники даже не пытались смягчить отказ. Молодой человек подал в суд иск с требованием 1,6 млн рублей в качестве компенсации за моральный ущерб. Впрочем, официальный представитель банка ВТБ-24 Инна Чурилова рассказала «Газете.Ru», что инцидент с Андреем Сычевым был исчерпан практически сразу же. Согласно выводам внутренней проверки, «причиной отказа стала излишняя осторожность сотрудницы, а не инвалидность клиента». «Глава Екатеринбургского отделения Сергей Кульпин приехал к Сычеву в гости, лично принес ему извинения и предложил перекредитоваться на льготных условиях», – пояснила она. По словам Чуриловой, Сычев извинения принял и сказал, что претензий у него нет. «Про иск нам ничего не известно», – добавила пресс-секретарь банка.