Рекомендации по организации доступной среды в общеобразовательных школахОрганизация доступной «безбаръерной» среды для детей-инвалидов в общеобразовательной школе Ребёнок с нарушением опорно-двигательного аппарата (пользующейся инвалидной коляской, костылями, тростью) Справочные данные. *Для свободного перемещения ребёнка на инвалидной коляске важно убрать все пороги. *Установка на ступеньках крыльца направляющих швеллеров бессмысленна и неудобна. *Уборная. В уборных необходимо предусматривать не менее одной специализированной кабины: ширина — не менее 1,65, глубина — н.м. 1,8 м. В кабине рядом с одной из сторон унитаза предусмотреть место для размещения коляски. Двери должны открываться наружу. Если уборная состоит только из одной кабины, то она выполняется по размерам специализированной. Одна из раковин умывальной устанавливается на высоте не более 0,8 м от уровня пола. *Ширина проходов. — не менее 0,9 м. *Благоустройство прилегающей территории. Пересечение дорожек выполняется в одном уровне. Уклоны пешеходных дорожек и тротуаров не должны превышать: продольный — 5%, поперечный — 1–2 %. Опасные для инвалида участки следует огораживать бортовым камнем высотой не менее 5 см. Ширина пониженного бордюра — не менее 0,9 м, он окрашивается контрастной жёлтой краской. Съезды с тротуаров должны иметь уклон не более 1:10. Не допускается применение скошенного бортового камня и съездов, сужающих ширину проезжей части. Толщина швов между бетонными плитами — не более 1,5 см. Рёбра решёток — перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. *Диаметр зоны для самостоятельного разворота на 90–180° инвалида на кресле-коляске следует принимать не менее 1,4 м (как исключение 0,9х1,2 м). *Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании «от себя» должна быть не менее 1,2 м, а при открывании «к себе» — не менее 1,5 м при ширине не менее 1,5 м. *Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги. *Лестница. Марш лестницы должен иметь не менее 3 ступенек. Ступени- глухие, ровные, с нескользящей поверхностью, одинаковой геометрии и размеров: наружные 120х400 мм , внутренние — 150х300 мм. Вдоль обеих сторон всех лестниц устанавливаются ограждения с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м. Для детей дошкольного возраста поручни устанавливаются на высоте 0,5 м. При ширине лестниц более 2,5 м следует предусматривать дополнительные разделительные поручни. По не примыкающим к стенам боковым краям лестницы ступени должны иметь бортики высотой не менее 2 см *Школьная раздевалка. В раздевалках инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать её поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. *Спортивный зал. Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей, пользующихся инвалидными колясками, надо немного переоборудовать. В душевой, так же, как и в туалете, в одну кабинку необходимо оборудовать так, чтобы ребёнок инвалид мог ей воспользоваться, т.е. ширина двери должна быть не менее 90см и коляска должна входить в кабинку целиком. *Читальный зал. Читальный зал школьной библиотеки тоже желательно оборудовать с учетом доступа учащихся-инвалидов: часть кафедры выдачи книг в абонементе рекомендуется понизить до уровня не выше 0,7 м. Один-два стола сделать высотой не менее 0,7 м.Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку желательно, по возможности, располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м. *Классные кабинеты. Здесь тоже важно учесть, что ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) — 1500х1500мм.Около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д.Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 0,9 м. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться около доски. А доску желательно повесить пониже.Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом (например, положить и закрепить наклонную доску). Это могут сделать и одноклассники на уроке труда. * Актовый зал, сцена. Ребёнок, инвалид по зрению. Главное, что надо помнить, когда в школу приходит ребенок со слабым зрением, это то, что он будет испытывать затруднения в ориентации в пространстве. *Крайние ступени лестницы при входе в школу для ориентации ребенка с ослабленным зрением необходимо покрасить в контрастные цвета. Обязательно нужны перила. Перила должны быть по обеим сторонам лестницы на высоте 70 и 90 см. Для детей младших классов — 50 см. *Дверь тоже лучше сделать яркой контрастной окраски. Если двери стеклянные, то на них яркой краской надо пометить открывающиеся части. *Разнообразное рельефное покрытие полов. То есть при смене направления меняется и рельеф пола.Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. *Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасить в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. *Желательно, чтобы на классных кабинетах таблички были крупным шрифтом контрастных цветов или таблички с надписью шрифтом Брайля. *Классный кабинет. Здесь тоже важно учесть, что инвалиду по зрению необходимо создать условия для ориентации в пространстве. Для создания доступной и комфортной обстановки в классе рекомендуется оборудовать для них одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. *Во всем мире для людей с плохим зрением на тротуарах делают тактильную плитку. Она необходима для информирования людей с ослабленным зрением о путях передвижения на улице: между домов, в парках, по территории, около оживленной дороги, у светофора, перед ступенями, возле переходов и на перекрестках. Также такую плитку делают в общественных зданиях, метро, торговых комплексах. Тактильная плитка бывает двух видов: предупреждающая и направляющая. Направляющая плитка имеет рельефные полоски, предупреждающая — точки. Неслышащие дети. *Для того, чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков. Слабослышащего ребенка лучше сажать на первую парту. Места для тех, чей слух совсем слабый, могут быть оборудованы электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. |
© 2011 «Аридонс» |