Университет вечной тишины -единственный в мире ВУЗ для глухонемых



Среди десятка вузов в столице США особняком стоит Университет Галлодет. Снаружи его здание и студенческий городок с зелеными газонами и обилием растительности, мало чем отличается от других американских кампусов и учебных заведений. Однако внутри разница с обычным университетом бросается в глаза, вернее в уши: здесь неестественно тихо. Никто не слушает музыку, никто не шумит и даже не говорит громко вслух. Галлодет – единственное в мире высшее учебное заведение, целиком и полностью приспособленное к потребностям глухонемых студентов, которые здесь обучаются. В нем побывал корреспондент «НИ».

Внутри любого здания здешнего студенческого городка, украшенного статуей американского пионера педагогики для глухонемых Томаса Хопкинса Галлодета, почти нет коридоров. А те, которые есть, гораздо шире стандартных. Лестницы, где возможно, заменены пандусами, и они тоже более просторные и менее крутые, чем обычно. В аудиториях столы расставлены вкруговую или по эллипсу. Даже мебель вокруг иная – тоже просторная, округленная, дающая возможность собеседникам жестикулировать и видеть все время друг друга. «Этому есть простое объяснение, – рассказывает корреспонденту „НИ“ через сурдопереводчика архитектор и дизайнер Роберт Сривэдж, одетый в узкие брючки и смешной короткий пиджак с кожаными заплатами на локтях. – Нам для общения требуется больше пространства, мы должны видеть друг друга, чтобы общаться».

Речь, естественно, идет об общении на американском жестовом языке (ASL), так называемом амселе. В холле для посетителей почетное место занимает скульптурное изображение человеческих рук с пальцами, сложенными в различные буквы алфавита. Вместе с коллегой-архитектором Ханселем Бауманом наш собеседник, канадец по происхождению и сам выпускник Галлодета, с головой погружен в проблемы завершения строительства новейшего общежития, где они постарались учесть все потребности глухонемых студентов.

«Наша задача – дать надежду. Глухота – не причина, чтобы не думать о счастье, – говорит Роберт. – Видите, здесь окна в три этажа, сами этажи открытые, чтобы можно было видеть друг друга и общаться, лифты тоже стеклянные, открытые. Имеет значение и цвет. Видите, все угловые закругления окрашены контрастно, чтобы бросалось в глаза. Не менее важна и акустика как в жилых помещениях, так и в аудиториях: вибрация воздуха тоже для нас способ коммуникации».

В небольшом университетском музее историк Майкл Олсон показал нам старинный входной «звонок»: вы тянете рычаг, и увесистая гиря бьет по полу с громовой силой. Но гром это для тех, кто мог слышать, а хозяин комнаты по вибрации пола понимал, что к нему кто-то пришел. Теперь для этих целей используется резкий мигающий свет – так сказать, не входной звонок, а «входной фонарь».

История университета началась в 1856 году, когда бывший главный почтмейстер США Амос Кендалл занялся филантропией и озаботился судьбой глухих и слепых детей в Вашингтоне. Он пожертвовал 8 соток земли для учреждения специальной школы. С 1887 года, согласно рассказу Олсона, в университет стали принимать женщин. Правда, довольно долго они приходили туда только на занятия, а жили отдельно. Сейчас юноши и девушки живут в кампусе – так же, как и во всех других университетах и колледжах. И дискуссии на занятиях и в холлах, свидетелем которых стал репортер «НИ», не менее жаркие, и веселье у них не менее заразительно, разве что их смех непривычному человеку может казаться чрезмерно громким.

Все учебные классы здесь оборудованы телеэкранами, на которых идет бегущая строка, потому что сурдопереводчики делают синхронный перевод происходящего в классе, и те, кто не успел комфортно освоиться с «амселем», могут проверить свое понимание. Похоже на просмотр иностранного фильма с субтитрами.

При поддержке из федеральных фондов и различных спонсоров университет Галлодет в годы между двумя мировыми войнами превратился в полноценное и до сих единственное в мире высшее учебное заведение для глухонемых. Учащиеся здесь жили полноценной жизнью американского студента. Здесь даже были свои революции местного масштаба. В частности, в 1988 году студенты выступили против того, что президентом университета традиционно был человек с нормальным слухом. По их мнению, всю глубину эмоций и проблем глухонемых может понять только такой же, как они. Демонстрации, пикеты и другие виды протестов под лозунгом «Глухонемой президент немедленно!» продолжались больше недели. В конце концов, тогдашний президент вуза Элизабет Зинсер вынуждена была уйти в отставку. В 2006 году история повторилась: несколько месяцев продолжались протесты против назначения Джейн Фернандес. Дело доходило до блокирования палатками главного входа в университет. Фернандес также вынуждена была уйти.

Нынешний президент университета Галлодет Алан Гурвиц – глухонемой. Он пребывает в своей должности сравнительно недавно, с января 2010 года. Через сурдопереводчика мистер Гурвиц говорит, что помощь из федерального бюджета дает возможность брать со студентов-граждан США сравнительно низкую плату за учебу, по 11 тысяч долларов в год. Иностранным студентам – увы – обучение обойдется в два раза дороже плюс стоимость проживания, это около 10 тыс. долларов.

Однако желающих учиться здесь много: в университете – около 2 тысяч студентов, десятую часть которых составляют иностранцы из 54 стран мира. Не редкость там молодые люди из России и других стран бывшего СССР, переселившиеся в США. Университет выдает дипломы по 39 специальностям, главным образом связанных с педагогикой, психологией, социальными науками и лингвистикой. И все выпускники вуза, как ни странно, востребованы на рынке труда: их услугами пользуются преимущественно глухонемые, но не только.

Среди известных питомцев Галлодета – архитектор Олаф Хэнсон, поэтесса Дороти Майлс, актеры Тайрон Джиордано и Рассел Харвард, которым глухота не мешает делать успешную голливудскую карьеру. Учились здесь и несколько известных спортсменов: Ричард Джейкобс входил в олимпийскую сборную США по гандболу, канадец Дэнни Гинн был чемпионом мировых студенческих олимпиад по стендовой стрельбе. «Как и во всех иных высших учебных заведениях, у нас два главных вызова, – говорит доктор Гурвиц, – конкуренция за самых талантливых и способных слушателей и максимальное заполнение наших аудиторий, чтобы ни один ученический стол не пустовал. Пока справляемся».

:ИСТОЧНИК