Как поступить в вуз ребенку-инвалиду, инвалиду I и II групп?



Опыт защиты права ребенка-инвалида
на получение высшего профессионального образования
(г. Владимир, АРДИ «СВЕТ»)

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Прием граждан в государственные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня.

Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти утверждены Приказом Министерства образования РФ от 14.01.2003 г. № 50.

Исключения для отдельных категорий граждан, которые могут приниматься на обучение в образовательное учреждение вне конкурса, установлены ст. 16 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266–1.

В особую категорию Законом выделены дети-инвалиды, инвалиды I и II групп. Они принимаются в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Но для реализации указанного права дети-инвалиды и инвалиды I и II групп должны представить в образовательное учреждение заключение учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы о том, что им не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях (п. 3 ст. 16 Закона РФ «Об образовании»).

Владимирская областная общественная организация «Ассоциация родителей детей-инвалидов „СВЕТ“ (г. Владимир) (сокращенно – ВООО АРДИ „СВЕТ“) предлагает следующий порядок защиты прав детей-инвалидов, инвалидов I и II группы на получение среднего профессионального и высшего профессионального образования.

До поступления и подачи документов в приемную комиссию ВУЗа необходимо составить индивидуальную программу реабилитации (ИПР), в которой будет указана возможность обучения по выбранной специальности в данном высшем учебном заведении.

Индивидуальная программа реабилитации должна быть предоставлена в приемную комиссию вместе с заключением учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы о том, что ребенку-инвалиду или инвалиду I и II групп не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.

На вступительных экзаменах по всем предметам ребенок-инвалид, инвалид I и II групп должен получить оценку не ниже удовлетворительной.

В случае, если приемная комиссия не принимает документы, аргументируя свой отказ невозможностью обучения гражданина в данном высшем учебном заведении, необходимо в этот же день написать письменную жалобу об отказе в приеме документов на имя председателя приемной комиссии или ректора ВУЗа и в прокуратуру города по факту нарушения прав человека с инвалидностью на получение образования. Жалоба пишется в 2-х экземплярах. Один экземпляр передается секретарю или другому уполномоченному лицу приемной комиссии или ректората. Один экземпляр остается в приемной комиссии. На втором экземпляре, который остается у гражданина, секретарь ставит входящий номер, дату получении и подпись с расшифровкой.

Дежурный прокурор ведет прием ежедневно во всех городах РФ.

Если рабочий день закончился, мы рекомендуем дать телеграмму с уведомлением о вручении с кратким содержанием жалобы на имя ректора или председателя приемной комиссии и городского прокурора.

Приведем конкретный пример защиты прав ребенка-инвалида,
проживающего в г. Владимире,
на получение высшего профессионального образования в г. Москве.

Лариса С. (ребенок с инвалидностью по слуху) вместе с мамой Валентиной Владимировной С. пыталась подать документы в московский ВУЗ. В приемной комиссии отказались принять документы, сославшись на то, что не была приложена индивидуальная программа реабилитации. Вместе с тем, в медицинской справке по форме № 086 было указано, что Лариса С. может обучаться по избранной специальности в данном ВУЗе.

После того, как на следующий день была предоставлена в приемную комиссию индивидуальная программа реабилитации, члены приемной комиссии повторно оказались принять документы. Мама – Валентина Владимировна С. – по рекомендации зам. председателя ВООО „АРДИ „СВЕТ“ Юрия Михайловича Кац, спросила у члена приемной комиссии ФИО и занимаемую должность, чтобы обжаловать его бездействие в прокуратуру. Она в присутствии членов приемной комиссии написала жалобу на имя прокурора, которая произвела воздействие, и член комиссии принял документы, сказав, что жалобу в прокуратуру можно не отсылать, так как нарушение прав ребенка-инвалида устранено.

После первого экзамена (тестов) Лариса С. получила 39 баллов, что приравнивается к 3 баллам (от 30 до 50 баллов соответствует оценке „удовлетворительно“ по пятибалльной системе). Приемная комиссии пыталась вернуть документы в связи с непрохождением конкурса на основании того, что данный ВУЗ принял решение об установлении проходного балла на все специальности для лиц идущих вне конкурса. Проходной балл равняется 40, что является нарушением законодательства РФ. Письменные жалобы от мамы Ларисы С. приемная комиссия принимать отказывалась. На прием к ректору ее не допустили. После окончания рабочего дня Валентина Владимировна С. по нашей рекомендации дала телеграмму с уведомлением о вручении на имя ректора о нарушении прав ребенка-инвалида на получении высшего профессионального образовании в ВУЗе, который он возглавляет.

На другой день, в 9 часов утра, к защите прав ребенка-инвалида Ларисы С. была подключена представитель Региональной общественной благотворительной организации Центра Лечебной Педагогике (г. Москва) Инга Евгеньевна Окружная.

Вместе с Валентиной Владимировной они встретились с секретарем приемной комиссии, который сказал, что проходной балл был согласован с Министерством образования и науки РФ. После телефонного разговора с работниками министерства и консультации с ректором ВУЗа, Ларисе С. было выдано направление на сдачу второго экзамена, по результатам которого она получила оценку „хорошо“.

Надеемся, что Лариса С. успешно пройдет 3-й экзамен и будет зачислена на учебу по выбранной специальности, к которой она себя готовила несколько лет.

Опыт помощи в защите права ребенка-инвалида на получение высшего профессионального образования 2-мя общественными организациями – ВООО АРДИ „СВЕТ“ (г. Владимир) и Центра Лечебной Педагогике (г. Москва) – будет полезен не только другим организациям, но и другим людям с инвалидностью, поступающим в ВУЗы и колледжи.

И последний итог этой работы. Как нам стало известно, приемная комиссия убрала с доски объявлений условие приема (проходной балл для лиц, поступающих вне конкурса – дети-инвалиды, инвалиды I и II групп и т.д. – 40 баллов) и дала возможность еще двум детям-инвалидам продолжить сдавать приемные экзамены, несмотря на то, что эти дети получили на первом экзамене больше 30, но меньше 40 баллов.

Защита прав одного ребенка-инвалида на получение высшего профессионального образования дала возможность реализовывать это право и другим детям.

Голубева А.В. – руководитель юридической службы ВООО АРДИ „СВЕТ“

Кац Ю.М. – заместитель председателя ВООО АРДИ «СВЕТ“

Электронная почта: kats@light.elcom.ru