Медведь с вершины Тяти.

Хабаровск в « Московском Комсомольце», 17 сентября 2003

Хабаровские экстремалы вернулись с курильского острова Куиашир. О приключениях команды рассказывает участник экспедиции Виктор МАТАШОВ.

НА СУШЕ И НА МОРЕ

Идея обойти остров Кунашир на катамаране родилась у нас еще год назад. Долгими зимними вечерами мы собирались у Александра Трофименцева, обсуждали маршрут. По карте все казалось просто: на пароме перебираемся на Сахалин, на автобусе — в Корсаково, садимся на теплоход, высаживаемся в Южно-Курильске, собираем катамаран — и вперед!

В жизни все оказалось сложнее — достаточно сказать, что пограничники разрешили нам пройти по морю только один участок, граничащий с океаном. Так что «кругосветки» не получилось. Но все равно — мы получили потрясающее приключение!

Мы — это капитан Игорь Лесив, Ольга Храмкова, Надежда Исаева (все трое из клуба «Азимут» поселка Березового), хабаровчане Александр Трофименцев, Геннадий Пименов, Людмила Тарарако и автор этих строк. Ольга Михельсон. Оля живет в Минске, но влюблена в Кунашир — едет «на свидание» с ним уже в третий раз. Что же, значит, будет у нас в команде проводник.

И вот Кунашир — в переводе с языка древних айнов «Черный остров». Но никакой он не черный, а ярко-зеленый, с дымками и туманами над вершинами. И на сдвоенном катамаране мы выходим в Тихий океан.

Чудесные бухты, причудливые кекуры (каменные столбы), множество мысов, островов. Вот мы проходим между мысом Рогачева и одноименным островом. Остров похож на слоненка (между головой и туловищем — грот), а мыс — на динозавра.

Впрочем, и живых, а не каменных, животных вокруг хватало. За нами плыли дельфины, касатки, нерпы — видимо, звуки весел не так часто раздаются в этих водах. Совсем недалеко вода бурлила от играющих китов, и мы увидели их во всем мощном великолепии.

Однако на легкую морскую прогулку наше плаванье мало походило. В первый же день поднялся встречный ветер, и нас волнами прибило к берегу. Пришлось еще укреплять катамаран, изрядно потрепанный волнами. Пошли было дальше, но налетел шторм с дождем. Мокрые до нитки, мы затаборились в ближайшей бухте. А на Следующее утро — прекрасная солнечная погода!

Нормально дошли до мыса Геммерлинга, заночевали за ним, а на следующий день поставили парус и буквально долетели до залива Спокойного — конечной точки разрешенного нам водного пути.

Поставили табор. Над нами возвышается знаменитый вулкан Тятя.

ДИАЛОГ С ПЛУТОНОМ

Группа поддержки осталась в лагере, а Гена, Александр, Ольга Михельсон и я в 6 утра вышли на восхождение. И это тоже — не прогулка по лесу. Несколько часов мы продирались сквозь заросли бамбука и кедрового стланика. Пропороли сапоги, а мои брезентовые штаны превратились в элегантные шорты.

Наконец, зелень кончилась, перед нами – покрытый шлаком первый конус Тяти. И здесь новая проблема — идти вверх почти невозможно, шлаковая крошка «едет». Пробуем идти по камням — то же самое, только едешь вниз уже вместе с камнем. Но же приспособились, прыжками и перебежками с камня на камень стали подниматься. И вдруг…

Представьте себе такую картину — с вершины вниз по шлаковой осыпи со скоростью электрички несется большущий бурый медведь! Мы заорали, он пытался затормозить, но где там! Что делал медведь на вершине вулкана, где нет никакой пищи и воды? И как он смог взобраться по «плавающему» шлаку? Загадка.

По первому, большому конусу мы поднимались три часа, и еще два — до вершины второго конуса. Когда вышли к кромке, почувствовали сильный жар и вибрацию, словно землетрясение. Сильные толчки, казалось, что вот-вот все это вместе с нами взлетит на воздух.

И вот — вершина Тяти. Я почувствовал огромную энергетику. Словами это не передать, но было чувство, что я разговариваю с Плутоном, и он заряжает и вдохновляет меня.

А какой вид открывается с вершины! Как на ладони — острова Итуруп и Шикотан, а в туманной дымке — Япония.
Но пора в обратный путь. До океанского берега шли всю ночь, час подремали до рассвета и по звериной тропе, ведущей вдоль обрывистого берега, вернулись в лагерь.

А на море начался шторм. Попытались выйти, но выгрести не удалось. «Азимутовцы» решили идти в Южно-Курильск по берегу — кто знает, сколько продлится непогода, а их жмут сроки возвращения домой.

Шторм продолжался два дня и стих так же внезапно, как налетел. Мы вышли в море и за 4 часа догребли до устья речки Тятинки, где с удивлением встретили своих товарищей-пешеходов. Они рассказали о своем двухдневном пути — идти было очень опасно по краю обрывистого берега, много медвежьих следов, однажды увидели на берегу тушу кита, полуобглоданную медведями — берег был вокруг истоптан косолапыми.

Дальнейший путь по морю мы продолжали в полном составе и без приключений добрались до Южно-Курильска. «Азимутовцы» улетели, а мы остались, чтобы познакомиться с остальными кунаширскими вулканами.

ДОЛИНА ТЫСЯЧИ ДЫМОВ

Базовый лагерь поставили возле грязевых источников на экологической тропе. Место уникальное. Здесь растут тисы, магнолии, гигантские лианы диаметром до 20 сантиметров, а рядом — северные аянские ели. В общем, встретились здесь север и юг, и образовались настоящие джунгли.

Подъем на вулкан Менделеева был проще, чем на Тятю. Есть тропа, одежду рвать не пришлось. Зеленый пояс кончился. Вокруг — фумаролы (отверстия в земной коре), из которых бьют струи сероводородных газов. Выходя при температуре 200 — 300 градусов на поверхность, они соединяются с кислородом и образуют кристаллы серы.

На следующий день мы пошли в «Долину тысячи дымов». Подобная долина есть еще на Аляске и на Камчатке (Долина гейзеров). Зрелище фантастическое — всюду из-под земли бьют гейзеры. Фонтаны чистой и мутной воды, струи пара и газа. Ощущение, что ты на другой планете или в преддверии ада, поскольку в воздухе сильный запах серы.

И здесь я снова ощутил мощный приток энергетики. Такое чувство, что ты воочию видишь дыхание Земли.
Потом был поход на вулкан Головина. Здесь воображение поразили два озера — Кипящее и Горячее. На берегу Кипящего — памятник. Как нам рассказали, однажды нетрезвый офицер нырнул в это озеро — и растворился. А вот в Горячем и мы искупались. Вода не такая уж и горячая, но зато удивительно прозрачная. Когда мы плавали в ней, то видели наши тени, скользящие по дну.

…И снова «Марина Цветаева». Мы возвращаемся на материк. Не знаю, как мои товарищи, но во мне что-то изменилось от соприкосновения с удивительным островом, от внутренних «диалогов с Плутоном».
Это было самое лучшее в моей жизни приключение.