Словарь по понятиям или «За пальцовку — отвечаю!»

Дмитрий Бабченко, газета РИО Панорама — Находка № 46, 2004

На основе учебного пособия для студентов дефектологических факультетов пединститутов «Дактилология. Жестовая речь» житель Находки, инвалид 2-й группы Николай Неизвестный, создал «Крсткий словарь жестовой речи глухих“. Он содержит около 350 основных жестов (слов и понятий). Те, кому покажется, что такой запас скудноват, пусть учитывают, что активный набор основных понятий любого среднеобразованного человека в повседневном общении довольно редко превышает 400 слов.

Автор словаря позаимствовал только рисунки, изображающие жесты, но сопроводил каждый из них грамотным словесным описанием их правильного воспроизведения. Такой словарь остро необходим в семьях, где есть инвалиды по слуху, он может оказаться очень полезным в структурах социальной защиты населения, в других государственных учреждениях, где есть необходимость общения с людьми, страдающими глухотой, особенно с рождения. Сейчас автор ищет спонсора для издания словаря.

Однажды в газете я увидел объявление: требуется сурдопереводчик», — рассказал, Николай Алексеевич. — Познакомившись с его подателями, узнал, что в семье растет глухой ребенок, и родители хотели бы, чтобы он получал навыки общения. Но проблема таких семей в том, что им требуется не просто обучение ребенка языку жестов, но обучение ему всех членов семьи, включая ребенка. Иначе получить возможность общения ребенок сможет только в специнтернате для глухих — и далее в таких же специализированных сообществах инвалидов. А главное — без начальной помощи специалистов-дефектологов почти невозможно освоить понятийный запас глухому от рождения человечку. В дальнейшем же существенно облегчить задачу общения с родственниками призваны словари с изображениями и описаниями жестов. Но такая литература весьма дефицитна: издаваемая ограниченными тиражами, она сосредоточивается у специалистов, сурдопедагогов, в обществах инвалидов и практически не встречается в свободной продаже.

В 1957 году был издан словарь жестовой речи глухих тиражом в 3000 экземпляров, сразу ставший раритетом и библиографической редкостью. Последний жестовый словарь-четырехтомник издавался в СССР на протяжении 1975-го — 79-х годов и тоже является довольно редким изданием, поскольку распространен по всем республикам бывшего Союза. Кстати, его я тоже переработал в словарь-двухтомник, и его издание могло бы стать следующей задачей после выпуска «Краткого словаря». Учебник, которым я воспользовался, издан тиражом в 10000 экземпляров, и там содержатся только рисунки и значения жестов, но не техника и не динамика их исполнения.

Могу уверенно предсказать успешное распространение любого издания по жестовой речи через региональные общества инвалидов. В Находке нуждающихся в такой книге наберется около сотни, во Владивостоке вчетверо-впятеро больше, по всему краю найдется тысяча-полторы покупателей. Но если сообщить о таком издании по регионам — тираж тысяч в десять разойдется по России довольно быстро, и будут просить еще. А с учетом того, что российская школа жестовой речи распространена на всей территории бывшей СССР, базу спроса можно смело расширить и на ближнее зарубежье.

Сам Николай Неизвестный язык жестов знает с детства: рос с глухими родителям. Получая образование учителя начальных классов, он специализировался по дефектологии, повышал квалификацию в Киевском институте дефектологии и позднее — на дальневосточных курсах в Хабаровске и Благовещенске. С одной стороны, профессия сурдопереводчика крайне дефицитна, с друге же — бывает востребована лишь при насущной необходимости. К Неизвестному, даже обращались из следственного отдела городского УВД — для перевода показаний подследственных инвалидов по слуху. Но оплаты за такую работу никем не предусмотрено.

В свое время автор «Краткого словаря» снискал себе нелекую славу борца за права инвалидов в Находке, год возглавлял Ассоциацию инвалидов, но из-за недееспособности участников она распалась. Затем создал и в течение девяти лет руководил Самостоятельным обществом инвалидов Находки (СОИН), но и его пришлось закрыть из-за отсутствия помощи и взаимопонимания с администрацией. Но Неизвестный и сегодня убежден, что в любых нормативных документах на основе Российского законодательства о защите прав инвалидов должны оговариваться права этой категории граждан и обязанности властей и организаций по отношению к ним. И считает, что в полной мере это должно касаться муниципальных актов, начиная с Устава города.

Казалось бы, до инвалидов ли, до их ли прав обществу в наше сложное время? Но посмотрите на детей, норовящих в любую погоду выскочить в школу без шапки. Посмотрите еще раз на очередную автодорожную аварию, на уносящуюся в неизвестность «скорую помощь», на очередь в травмпункт… Да вот хотя бы вы, Вы лично — тоже люби быструю езду?.. Тогда не спрашивайте, по ком звонит колокол… Лучше помогите человеку полезную книжку издать.