В стране глухих

Амурский меридиан №47, 24 ноября 2004

В фильме «Страна глухих» неслышащая танцовщица я объясняла своей «нормальной» подруге, что такое счастье: «Счастье — это когда ты слышишь, как хлопает дверь». Моим собеседницам, 29-летней Жене и 32-летней Оксане, подобное «счастье» недоступно. Они рассказывают мне о своей жизни в беззвучном мире. В абсолютной тишине.

И-тишина…

Я задаю им первый вопрос, а они меня не понимают. Во-первых, не слышат, а во-вторых, у меня очень быстрая речь — по губам не прочтешь. Вера Николаевна «переводит», повторяя мои вопросы. Читать с ее губ они привычны, а она привычна говорить именно так, чтобы с ее губ было удобно читать.
Вера Николаевна Переверзева — руководитель общественной организации поддержки и реабилитации неслышащих «Аридонс». 14 лет назад она создала эту организацию совместно с еще двумя родителями детей, оглохших от антибиотиков. То же самое произошло в детстве с Женей и Оксаной.
Женя родилась в Германии, где все заботы о неслышащем ребенке берут на себя врачи. Вернувшись в Россию, мать девочки совершенно не знала, как с ней обращаться. В детсаду Женя оказалась отрезанной ото всех. Целыми днями она сидела одна, ничего не просила, ни с кем не играла. Хотя сначала она что-то еще слышала: звонок в дверь, мамин голос, какой-то шум…
— Теперь я понимаю, что мне не нужно было носить аппарат, из-за него мой слух пропал абсолютно.

Потом врачи научили Женину маму, что нужно больше читать с девочкой, разговаривать, учить слова.

Голос!

Сейчас Женя разговаривает очень хорошо, ее речь практически не отличить от речи слышащего человека. В какой- то мере в этом заслуга обычной (то есть не специализированной для глухих) школы. Попав туда после обучения в специнтернате (вместо 10 там учатся 12 лет), она практически сразу забыла жестовую речь, потому что ее никто не понимал. Ей приходилось общаться «без рук», только голосом, и читать по губам.
— Я стала учиться в пятом классе обычной школы, когда мне было уже 15. Я скрывала свой возраст. Мне приходилось быть очень хитрой, чтобы меня не обидели.
Хитрость помогала, Женю не обижали, и у нее всегда были и есть друзья среди слышащих.
— А над моей дочерью Леной в классе издевались, — добавляет Вера Николаевна. — Она тоже училась в обычной школе.
На всех уроках Лена сидела молча, боясь, что, если начнет говорить, одноклассники поднимут ее на смех. И вот однажды она вдруг увидела, что над ее головой что-то полыхает. А через мгновение поняла, что горят ее собственные волосы! С дикими воплями она понеслась в туалет и сунула голову под кран. Одноклассники были безумно рады, они все-таки добились своего: «Наконец-то мы услышали ее голос!».
По словам Веры Николаевны, Лена до сих пор стесняется говорить в людных местах и иногда просит: «Не разговаривай при всех со мной, чтобы никто не понял, что я глухая».
-Но порой в автобусе она все- таки начинает разговаривать. И тут же пугается: «Ой, люди оборачиваются, я так страшно говорю?». Да ну, отвечаю, все нормально, говори дальше. Дело в том, что у нее очень низкий голос, необычный…

Скажите, пожалуйста…

Когда Оксана вспоминает свои «выходы в свет», в ее глазах стоят слезы. Она старается избегать даже поликлиники.
-Они не понимают, что я говорю, начинают делать вот так (Оксана показывает, как дергаются и кривятся ее собеседники). Я этого не выдерживаю и убегаю.
Оксана очень чувствительная и ранимая. Вспоминая свою обиду на окружающих, она чуть не плачет.
-Мне все повторяют, что я плохо говорю. Но я же не слышу свой голос, как же мне быть?!
У Жени другое отношение к этому. Она борется с комплексами. Если нужно, готова повторить один вопрос хоть пять раз.
-Я и в поликлинике спрашиваю до тех пор, пока мне не ответят. Ну и что, если это кого-то раздражает?
Тому же самому она учит и своего неслышащего жениха. Он очень стесняется спрашивать что-то в магазине. Она его заставляет.
-Говорю ему: вот скажи, ты меня любишь? Или тебе переводчик нужен? Отвечает: люблю! Вот, говорю, не умер же, давай теперь продавцам что-нибудь скажи. А если не поймут, это их проблема!
Зато, по словам Жени, у нее возникают некоторые проблемы с родными.
-К примеру, мама с братом о чем-то разговаривают, а мне ведь тоже хочется! Мам, говорю, ну расскажи? А ей лень, со мной же не так просто говорить…
Женя маме за это мстит. Когда к ней приходят друзья, она просит их общаться жестами. Маме обидно: что за секреты?
— А вот, говорю, как ты со мной, так и я с тобой!

Семья

Дочь Веры Николаевны недавно родила двойняшек. Муж у Лены тоже неслышащий, поэтому сейчас с семьей постоянно живет свекровь.
— Они ведь даже не слышат, когда дети плачут. Днем-то еще ладно, а ночью! В общем, бедная женщина (свекровь) уже с ног валится…
У Оксаны тоже двое детей. Но ей легче, у неё слышащий муж. Он звал её к плачущим детям днем и ночью. Теперь подросшие дети помогают ей в тех же магазинах, которых она боится.
— Я все время переспрашиваю у них, что сказала продавщица. Они у меня как переводчики.
У Оксаны, по ее собственному признанию, нет друзей среди слышащих. Откуда же, удивляюсь я, у нее взялся слышащий муж? Оказалось, познакомились на работе.
— Я ему говорила: не надо, нам будет очень трудно жить! А он отвечал: все равно я тебя люблю и всегда буду помогать!
Вера Николаевна кивает: у Оксаны прекрасный муж!
А скромная, тихая Оксана вдруг всех удивляет, рассказывая о том, каким образом ей удалось устроить детей в садик. Дело в том, что если бы ее муж тоже был инвалидом по слуху, они могли бы платить за сад очень немного. Но поскольку он здоров, с них требовали полную стоимость — 3 — 4 тысячи в месяц.
— Конечно, у нас нет таких денег. Я так и сказала. Тогда у меня спросили: что ты умеешь делать, чтобы нам помогать? Я говорю: вышивать могу. О, сказали мне, очень хорошо, нам это подходит.
Вышивать Оксану научили в «Аридонсе». Недавно она подарила детскому саду свою первую картину.

Работа как волк

Для неслышащих это больная тема-работа. Здоровые люди устроится не всегда могут, а тут… Вера Николаевна пытается потихоньку пристраивать. Вот устроила недавно в одну гостиницу девчонок горничными. Клиенты и не догадываются, что девушки не слышат.
— Главное, девчонки, — наставляет их Вера Николаевна, — улыбайтесь! И вами всегда будут довольны.
Девчонки улыбаются.
Правда, когда неслышащий находит работу, не всегда это оборачивается одними плюсами. Вот одна девушка устроилась в кафе, стала получать пять тысяч, и на очередной ВТЭК ей сказали: раз зарабатываешь столько — значит в пособии не нуждаешься! А через месяц ей пришлось уйти.
В результате ни зарплаты, ни пособия, живет одна с ребенком.
-Пришла к нам, рыдает. Я ее долго утешала и обещала помочь, а то ведь, того и гляди, из окна прыгнет!
Когда дочь Веры Николаевны еще училась в школе, она начала «пробивать» для нее медучилище, специальную группу зубных техников для неслышащих. Пробила. Группа выдержала три выпуска. Сейчас все выпускники работают, кроме Лены и Жени, — у них обнаружилась аллергия на химпрепараты.
Женя учится сейчас заочно в Санкт-Петербурге на юриста.
Оксана тоже хочет учиться, но дети пока маленькие. Когда-то она хотела работать в милиции. Пришла поступать со своими 12 классами по-интернатски (9 обычных классов): не примем, сказали ей, идите доучивайтесь! Пошла работать на завод и учиться в вечернюю школу. Отучилась, пришла снова: нет, говорят, не возьмем, вы же не слышите!
-Обманули, — улыбается Оксана.
Ничего, говорит ей Вера Николаевна, мы тебя еще выучим. И рассказывает мне, что с учебой неслышащим тоже очень трудно: они ведь даже книги не читают, поскольку не знают половину слов. Многие слова ведь им просто не объяснишь. Логического мышления, опять же, нет.
— Ну как-как, а вот так! Совсем. Их же в интернатах роботами делают, только повторять за кем-нибудь могут.
Вера Николаевна приводит такой пример. Послала когда-то 16-летнюю Лену за сахаром. Та вернулась ни с чем. «Мама, — говорит, — там на сахаре написано: „сахар-песок“! Нам ведь не нужен сахар вперемешку с песком, правда?..».
Напоследок Вера Николаевна просит: напишите, пожалуйста, про американцев, про их организации «Винрок» и «ИУС» — без них бы мы давно уже по миру пошли. Вот недавно компьютерный класс нам подарили. И английским языком с нашими ребятами занимаются. Как? Ой, это на словах не передашь, надо видеть: они нам по английски, а мы им — жестами. Умрешь! Напишете?..

Татьяна Владина