Главное, чтобы их всё же услышали

Тихоокеанская звезда, 31 августа 2007

Представьте, что в вашей семье растет глухонемой ребенок. Какое будущее его ждет? Сможет ли он на равных со слышащими сверстниками получить хорошее образование и престижную работу? Или, в лучшем случае, его удел — неквалифицированный труд чернорабочего?

В конце июля общественная организация поддержки и реабилитации детей- инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «АРИДОНС» провела «круглый стол» по защите прав инвалидов.
Татьяна Чупрова и ее муж — инвалиды по слуху с детства. Раньше они работали в бригаде неслышащих на судостроительном заводе и жили хорошо, потому что заработки были приличные. Они даже взяли ребенка из детского дома, потому что своих детей у них нет.

Потом наступили другие времена, — говорит Татьяна, — завод не стал платить зарплату, бригаду распустили. Мой муж искал работу, но его никуда не взяли, а пенсии нас лишили. Сегодня нам жить очень трудно. Не знаем, что делать. Алексей Осипов тоже инвалид с детства по слуху, он плотник. После окончания училища работал в бригаде слышащих, но контакта с ними не было. Только насмешки с их стороны. Хотя работал Алексей больше остальных, получал меньше всех.

Я не выдержал и уволился, — сказал Алексей, — сейчас вынужден работать дворником, зарплата 6 тысяч рублей. Денег не хватает на оплату квартиры и питание, хорошо, что мне помогают родители. Пенсию я не получаю. Очень хочется иметь хорошую работу, но как это сделать?

У Екатерины Аксеновой и ее мужа вторая группа инвалидности по слуху, но пенсию они не получают.

Я сижу дома с маленьким ребенком, ему год и семь месяцев, он слышит, — поведала Екатерина. — Мой муж не работает, потому что нет контакта со слышащими, а предприятий для глухих в Хабаровске нет. Выжить нам помогают мои родители, мой муж — сирота. Не представляю, как нам жить дальше? Александру Бакшаеву повезло больше других. Закончив школу глухих в Хабаровске, он выучился на плотника, потом на юриста, продолжает учебу в Москве и подрабатывает фотомоделью и поэтому может себя обеспечивать.

Там, где я учусь, много глухих ребят из разных городов, — рассказал Александр, — ни в одном из них нет лишения пенсии по слуху, только у нас в Хабаровске. Почему?

В течение первого полугодия 2007 года в «АРИДОНС» обратились с жалобами на это 54 человека. Ежегодное переосвидетельствование медико-социальной экспертизой не установило у них степень ограничения способности к трудовой деятельности. Количество обратившихся увеличивается. Большая часть из них имеют II группу инвалидности, то есть полностью глухие. Найти работу они не могут, сейчас ни на одном предприятии нет сурдопереводчика, и общение затруднено.

Обстановка; усугубляется тем, что глухие инвалиды не могут своевременно получить средства реабилитации. Не всегда слуховые аппараты соответствуют современным требованиям, нет бесплатных батареек, а что касается телевизоров с телетекстом, то это вообще недоступно. Хотя согласно федеральной базовой программе средства реабилитации, оказывается, тоже положены инвалидам по слуху. Из всех участников «круглого стола» только одной семье Сухаревых выделен и доставлен такой телевизор.

В ходе полуторачасовой дискуссии участники обменялись мнениями по поводу всех этих актуальных проблем. Решить их без помощи представителей администрации и государственных учреждений нельзя.

Значит, — сказала заместитель председателя краевой думы Людмила Перкулимова,
— мы будем продолжать работать вместе.
— Главная цель нашего «круглого стола» — быть услышанными — осуществилась, — констатировала руководитель «АРИДОНС» Вера Переверзева.

Вера Соловьева.