ОБОБРАЛИ ГЛУХИХ

Приамурские ведомости, августа 2007

Детей-инвалидов по слуху лишили пенсий

Дети-инвалиды и их будущее. Об этом и говорится, и пишется сегодня. Но как-то прерывисто, спонтанно, от случая к случаю. В словах большинства общественных деятелей (особенно, в предвыборных кампаниях) звучат озабоченность, красивое волнение, но проходит вал обещаний, и проблема снова остается наедине с собой.
Видимо, некоторые считают, что не вписывается она в рамки государственной экономики, где важнее всего конечный результат выгоды. И вот тут-то и есть, огромная ошибка «мудрых» чиновников. Ибо дети, какие они бы ни были, будущее общества, они станут взрослыми, сменят нынешнее поколение во всех сферах многообразной жизни.

Не буду углубляться в причины экология, социальная и экономическая нестабильность, падение культуры, огрубление нравов…), но сегодня все больше появляется детей с ограниченными возможностями. Помочь им найти себя, определить свое место в обществе — задача нелегкая. Государство же наше с ней не справляется и в деятельности своей больше уповает на общественные силы. К счастью, они есть. Доброта, милосердие, участие всегда были свойственны российским людям. Энтузиасты, волонтеры хороших дел, связанных с судьямими человеческими, еще не перевелись.

Вот с такими мыслями вышел я из небольшого особняка, в котором располагается Хабаровская детско- молодежная организация инвалидов по слуху «АРИДОНС». Действует она уже пятнадцать лет и сменила за эти годы семь помещений. Своеобразный показатель, подчеркивающий отношение к ней. Но не будем заостряться на этом — что было, то было, главное сегодня, что этот вопрос стабилизировался.

Президент «АРИДОНСА» Вера Николаевна Переверзева по характеру ершистая, за словом в карман не полезет. Особенно тогда, когда чувствует несправедливое отношение к ее питомцам — детям и подросткам, молодым людям, которые волею судеб страдают недугом. Это еще происходит из-за того, что ей лично пришлось пройти серьезные испытания.

— Я имею дочь, которая не слышит. В1973 году она оглохла от антибиотиков. Когда моя дочь училась в школе, я провела своеобразный мониторинг, чтобы выяснить — сколько таких детей, где они учатся, как о них думает государство. И когда провела анализ, очень удивилась. У нас две школы-интерната для этих детей. В них учат детей двенадцать лет, уровень образования — восемь классов, то есть глухие и слабослышащие обучаются по программе умственно отсталых детей. Нелепость очевидная. Я СБОЮ дочь отдала в массовую школу, и мы с ней прошли нелегкий путь. Вот еще тогда появилась мысль создать общественную организацию. Официально она была зарегистрирована 5 декабря 1991 года. Учредителями стали родители таких детей. Может быть, не было бы подобных организаций, если бы государственные структуры по долгу службы выполняли свои обязанности. Трудностей у нас много. Конечно, есть спонсоры, да и некоторые представители власти относятся к нам с участием. Вот, например, это здание, где сейчас находимся, мы получили благодаря администрации города, нам еще очень помог Валерий Федорович Лебеда (департамент муниципальной собственности). Сделали хороший ремонт. Настроение поднялось. Начался для нас как бы новый приятный этап, и работается значительно лучше. С каждым годом приоритеты нашей деятельности меняются. Одни проблемы решаем, другие в стадии изучения и разработки. Здесь самые разнообразные вопросы. Воспитание, адаптация, приобретение профессий, трудоустройство… Но иногда возникают проблемы, которые напрямую связаны с равнодушным отношением к нам. В ближайшее время мы вынуждены провести «круглый стол», на который пригласим 35 человек — представителей руководящих структур. Тема: «Лишение пенсий». Объясняю ситуацию? Согласно новому закону наши инвалиды по слуху лишаются пенсий. Это началось три года назад. Тогда лишили пенсий 17 человек. Формальный организатор этого — медико-социальная экспертиза Хабаровского края. Мысль у них простая: руки-ноги есть — иди работать. Но ведь у наших инвалидов существует языковой и слуховой барьер. Куда их примут? Центр занятости предлагает работать сторожами. Глухой сторож — насмешка над человеком. Сегодня некоторые наши инвалиды трудятся на производствах, на участках сложных и вредных, например, прессовка. Здоровые там работать не желают, вот и подбрасывают такие места нашим людям. У меня есть много знакомых, которые страдают от подобного отношения к себе. Провела анализ по пенсиям инвалидов по слуху в других городах России. В Москве, Санкт-Петербурге, Чите, Уссурийске, Красноярске, Благовещенске такие инвалиды пенсии получают. Один наш Хабаровск отличился. В этом я тоже вижу пренебрежение местных чиновников к инвалидам.

Мы говорили о многих несправедливостях по отношению к инвалидам по слуху, самое главное заключается в том, что есть две категории людей: те , кто на своих должностях при хороших окладах равнодушен к судьбе страдающих и внимание им оказывает чисто формальное, и те, которые добровольно, на волонтерской основе помогают друг другу по велению сердца. И именно благодаря им «АРИДОНС» сегодня существует и действует.

Заместитель Веры Николаевны Ольга Валерьевна Фефелова по возрасту довольно молода. Закончила в свое время Хабаровский колледж искусств, стала специалистом по декоративно-прикладному творчеству. Судьба свела ее с Переверзевой на одной из художественных выставок. Творчество молодой художницы понравилось Вере Николаевне, и она пригласила Ольгу поработать с ее детьми. Для начала Ольга проехала по Амуру на теплоходе «Василий Поярков» вместе с группой детей «АРИДОНСА». Эта поездка все и решила.

— Вы знаете, я просто влюбилась в этих детишек. Они талантливые, подвижные, эмоциональные. Мне пришла мысль, что когда человек лишен возможности слышать окружающий мир, он становится более восприимчивым к красоте видимой, его чувства более искренние и теплые ко всему живущему. Иначе говоря, они по-настоящему ценят светлые стороны жизни. Вот с тех пор и работаю с ними. Они разные по возрасту. Я стараюсь научить их рисовать, вышивать, работать с берестой, делать всякие поделки. И, конечно, каждый выбирает себе дело по вкусу. И получается, что в творчестве ребята обретают себя, они становятся и спокойнее, и мудрее. Считаю, что им очень полезно участие в выставках — городских, краевых. В этом году была одна такая, приняли в ней участие 16 наших детей, они представили 27 работ в разных жанрах. Победители получили путевки на путешествие по Амуру на теплоходе «Василий Поярков». Сколько радости-то было!

Ольга провела нас по всему зданию. С гордостью показала отдел полиграфии. Кстати, здесь создано шесть рабочих мест. Печатаются буклеты, календари, визитные карточки и многое другое. Есть уже и постоянные заказчики. Так что дети получают и специальность, и дается им возможность своим трудом заработать что-то. Информационный зал, оборудованный по-современному, также радует глаз. Проходят дети учебу и в компьютерном классе. Вообще-то эта организация обучает ребят многим специальностям: зубной техник, плотник, столяр, закройщик меховых изделий, оператор персонального компьютера, сурдопереводчик. Конечно, учеба проходит в самом прямом контакте с организациями, предприятиями и учебными заведениями, то есть с теми, кто не равнодушен. Взаимные, органические контакты приносят обоюдную пользу.

И закончить материал хочется маленьким житейским случаем. Шла Ольга Фефелова года полтора назад по улице и услышала тонкое повизгивание. Среди всякого хлама в коробке увидела трехдневного щенка. Кто-то выбросил за ненадобностью. Она принесла его в свой «АРИДОНС». Назвали малыша Мишель, уж очень похож был на медвежонка. Потом разобрались, что это особь женского пола. Но имя осталось. Сейчас Мишель также несет волонтерскую службу. Работает охранником, выполняет команды «Сидеть!», «Лежать!», умеет подавать лапу. Ольга говорит, что дети при общении с Мишель становятся добрее…

Люмен КУГУШЕВ.