В Министерстве здравоохранения и социального развития РФ

Тихоокеанская звезда, 15 апреля 2008

18 декабря в Министерстве здравоохранения и социального развития состоялось первое расширенное заседание Общественного совета при министерстве.
В состав Совета входят специалисты и лидеры в области здравоохранения и социальной защиты, в том числе и широко известные Л.А. Бокерия, И.К. Роднина, Л.М. Рошаль, Е.В. Малышева, А.В. Очирова и другие.
Министр Татьяна Алексеевна Голикова сообщила, что уже подготовлен проект документа по упрощению процедуры переосвидетельствования инвалидов, и отметила: «Мы полагаем целесообразным обсудить его с соответствующими общественными организациями. …Будет, затронут вопрос улучшения среды жизнедеятельности и реабилитации этих категорий граждан для того, чтобы они были полно-ценными членами нашего общества. …Мы намереваемся в декабре разрешить эту проблему, и если получим одобрение тех предложений, которые подготовило министерство, то они уже в виде нормативного акта будут внесены в Правительство сразу после рассмотрения».
Эти слова знаменательны: впервые за большой отрезок времени вспомнили, что все решения, касающиеся инвалидов, должны согласовываться с организациями инвалидов.
С докладом «О работе по совершенствованию социальной поддержки, реабилитации и интеграции инвалидов и основных направлениях сотрудничества общественных организаций с Минздравсоцразвития России в этой сфере» выступил директор Департамента развития социальной защиты А.И. Осадчих.
И на этом заседания были заслушаны выступления председателей ВОИ.ВОСиВОГ.
Приводим текст выступления В.Н. Рухледева.

УВАЖАЕМАЯ ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА!
УВАЖАЕМЫЕ ЧЛЕНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА!

В декабре 2005 года в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг для обеспечения инвалидов по слуху впервые, кроме слуховых аппаратов, были включены:
— телефонные устройства с текстовым выходом;
— сигнализаторы звука световые и вибрационные;
— телевизоры для приема программ со скрытыми субтитрами.
Глухие граждане России с большой надеждой восприняли это решение
Правительства, поскольку в Федеральный перечень включены самые необходимые для инвалидов по слуху технические средства, и реализация этого решения позволила бы сделать большой шаг в улучшении их социальной адаптации и интеграции. К сожалению, большинство глухих эти устройства получить не могут.

Письмом Министерства здравоохранения и социального развития от 5 мая 2006 года в учреждения медико-социальной экспертизы были направлены методические рекомендации по обеспечению инвалидов техническими средствами в рамках Федерального перечня, которые ограничивают возможность предоставления инвалидам по слуху реабилитационных средств. Например, телевизоры с телетекстом и телефонные устройства с текстовым выходом могут выдаваться инвалиду только при «отсутствии у него слухового аппарата или невозможности слухопротезирования». Это неправильно, поскольку не известны нормативные документы, в которых инвалиды по слуху разделяются на пользователей слуховых аппаратов и тех, кому слухопротезирование не показано. Практически все инвалиды по слуху, в том числе и имеющие слуховые аппараты, не могут пользоваться обычными телефонными аппаратами и полностью воспринимать звук телевизора. Глухие, в том числе и я, используют слуховой аппарат для помощи чтения с губ и для улучшения ориентировки с помощью воспринимаемых звуков.
По нашему мнению, все указанные ограничения должны быть сняты как необоснованные. Министерство своим письмом от 18 апреля 2007 года отозвало от использования указанные методические рекомендации, тем
не менее МСЭ до настоящего времени продолжают их применять и ограничивают выдачу технических средств инвалидам по слуху.
Также множество проблем создает инвалидам необходимость предъявления ИПР для получения технического средства. Инвалид, желающий получить положенный ему телефон, сигнализатор или телевизор, должен пройти различные медицинские обследования. По сути, он должен пройти переосвидетельствование, рискуя при этом потерять пенсию по инвалидности.
После принятия нового пенсионного законодательства и Закона о «монетизации льгот», пенсия по инвалидности и ежемесячные денежные выплаты стали производиться не по группе инвалидности, а по степени ограничения способности к трудовой деятельности. В результате, у многих глухих граждан после проведения переосвидетельствования была сохранена группа инвалидности, но без ограничения способности к трудовой деятельности. Инвалиды потеряли при этом пенсию по инвалидности, а ежемесячная денежная выплата у них снизилась на 300 рублей. В основном это коснулось трудоспособных людей, среди которых много молодежи. В результате, из-за риска потерять пенсию многие инвалиды по слуху отказываются от получения технических средств, санаторно-курортной путевки.
Особенно массовый характер приобрела эта практика в Республике Удмуртия и в Хабаровском крае. Из этих регионов поступило много коллективных обращений по поводу необоснованных решений о лишении пенсий трудоспособных инвалидов. Эти обращения мы направляли в Минздрав, но получали формальные отписки.
По данным Фонда социального страхования, в текущем году глухие получили (не считая слуховые аппараты) около 22 тысяч технических средств реабилитации. По нашим данным, которые мы получаем из региональных организаций ВОГ, суммарная потребность в этих изделиях на порядок выше (около 200 тысяч). Таким образом, большая часть инвалидов по слуху либо не обращается в МСЭ, либо не получает необходимую отметку в ИПР.
Например, в одной из крупнейших организаций ВОГ — в Ленинградской области, если не брать во внимание слуховые аппараты, инвалидам по слуху не выдано ни одного технического средства.
В Федеральный перечень в 2005 году также впервые были включены услуги по сурдопереводу, однако до настоящего времени эти услуги за счет федерального бюджета не оказывались. Только 25 сентября текущего года были утверждены правила предоставления этих услуг. Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить Министерство за подготовку этого документа.
В последние годы резко сократилось число переводчиков жестового языка. До 1991 года в нашей стране инвалидов по слуху обслуживало более 5,5 тысяч переводчиков, из которых большинство работало в системе профсоюзов, а около 1 тысячи переводчиков — в системе ВОГ. После распада профсоюзной системы обслуживания глухих большая часть переводчиков работает в системе ВОГ. В 2000 году у нас было 740 переводчиков. В результате выполнения Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000–2005 годы» были созданы центры переводческих услуг в 67 регионах, а количество переводчиков было увеличено с 740 до 900.
После утверждения Федерального перечня в декабре 2005 года (до утверждения правил предоставления этой услуги) количество работающих переводчиков сократилось до уровня 2000 года — до 670 человек. Это связано с тем, что местные власти после утверждения Федерального перечня перестали выделять средства на сурдоперевод.
В настоящее время Фондом социального страхования Российской Федерации готовится документация к проведению конкурсов на оказание услуг по сурдопереводу и мы надеемся, что вопрос об оплате труда сурдопереводчиков будет решен. Однако, даже если решить этот вопрос, количество обслуживаемых инвалидов по слуху может резко сократиться, так как препятствием для получения этой услуги будет отсутствие у большинства глухих соответствующей записи в ИПР.
Наши региональные отделения стали направлять глухих в бюро МСЭ для получения такой записи, но многие из HI получили, как говорится «от ворот поворот». Причин ранее они получили слуховой аппарат и, по мнению МС; сурдоперевод им не нужен.
Поскольку при финансировании переводчиков из местного бюджета не было необходимости предъявлять ИПI количество глухих, которые в 2008 году будут иметь прав пользоваться этой услугой, может резко сократиться. Например, есть области и республики, где количеств глухих, имеющих необходимую запись в ИПР, исчисляется единицами, и 99% инвалидов сурдоперевод не получат
Отказ местных органов финансировать сурдоперевод , создает еще и другие проблемы. По новым правилам ус луга оказывается персонально отдельному инвалиду. А ка быть, когда нужно переводить во время проведения коллективных, массовых мероприятий? Или, учитывая, что за явка на сурдоперевод должна подаваться в Фонд социального страхования за 3 дня до получения услуги, как оплачивать услуги переводчика, если глухой попал в экстремальную ситуацию, оказавшись, например, в больнице, милиции и т. д.?
С нашей точки зрения в этих случаях работа переводчика должна финансироваться из регионального бюджета. Так как в рамках действующего Положения об оказании услуг не могут быть обеспечены все потребности глухих, необходимо сохранить финансирование специальных программ или предоставление грантов из региональных бюджетов. Власти во многих регионах в принципе не возражают против этого, но они боятся санкций от контролирующих органов, тем более, что такие факты имели место.
Во Всероссийском обществе глухих, как и в других общероссийских общественных организациях инвалидов, работают высокопрофессиональные специалисты из числа самих инвалидов. Полагаю, что привлечение их в качестве экспертов к работе над проектами нормативных документов, которые разрабатываются министерством на ранних стадиях, позволило бы не только наладить тесное взаимодействие государства с гражданским обществом, но и избежать принятия ошибочных или не до конца продуманных решений.
Последний вопрос связан с реализацией Федеральной целевой программы. Практика затягивания до осени заключения контрактов с победителями конкурса на поставку оборудования и перечисление средств в течение 15 дней с момента подписания Актов поставки оборудования создает исключительно неблагоприятные условия для поставщиков оборудования, которые вынуждены сами кредитовать эти поставки и до конца года находиться в неопределённости относительно возмещения затраченных средств. В настоящее время по заключенным контрактам на предприятии ВОГ заканчивается установка оборудования, но финансовые средства еще не перечислены. Нас очень беспокоит эта ситуация, и мы просим срочно решить вопрос с перечислением средств поставщикам оборудования.


НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

Для нормализации ситуации с обеспечением инвалидов по слуху техническими средствами реабилитации и оказанием услуг по жестовому переводу необходимо:
полностью пересмотреть методические рекомендации по обеспечению инвалидов техническими средствами в части, относящейся к инвалидам по слуху;
— ввести упрощенную процедуру оформления индивидуальной программы реабилитации, в том числе рассмотреть вопрос об отмене ежегодного переосвидетельствования инвалидов, которые раньше имели право на «бессрочную» инвалидность;
— исключить критерий «степень ограничения способности к трудовой деятельности» из законодательства;
— рассмотреть вопрос о правомочности финансирования центров переводческих услуг и работы сурдопереводчиков из региональных бюджетов.