ИНВАЛИДЫ ХОТЯТ РАБОТАТЬ

Русский инвалид №5, мая 2008

Но хочет ли власть, чтобы они работали?

Свидетельство эксперта

Тот, кто бывал в развитых странах, наверняка удивлялся большому количеству инвалидов на улицах, в магазинах, метро и местах отдыха. Зато в российских городах кажется, что инвалидов у нас вообще нет! Хотя на самом деле, по данным статистики, на начало 2007 года их численность составляла 13 млн. человек — на каждые одиннадцать жителей России приходится один инвалид, включая детей-инвалидов. При этом в последние годы число инвалидов ежегодно прирастает на 500–600 тыс. человек.

В России инвалидов почти не видно в общественных местах — и только потому, что они почти не выходят из дома (особенно ампутанты) из-за отсутствия инфраструктуры для лиц с ограниченной возможностью самостоятельно передвигаться: в жилых домах и общественных местах практически нет на входе пандусов и других приспособлений, облегчающих доступ в здания. Только в больших городах и лишь кое-где пешеходные переходы оборудованы звуковой сигнализацией. Общественный транспорт не имеет подъемных устройств для входа в салон, в метро нет лифтов, а на эскалаторе вниз не съедешь.

Об этих и других проблемах инвалидов постоянно говорится на всех уровнях госуправления, в СМИ и общественных организациях. А 2004 год был даже назван Годом инвалидов! Но по сравнению с объемом телеболтовни и пиара объем дел властей предержащих поистине ничтожен.
Вот и проблема занятости инвалидов — о ней в общем хоре голосов, разглагольствующих в СМИ о правах человека в России, почти не слышно.

По данным Федеральной службы государственной статистики, 5,2 млн. инвалидов (40% от их общей численности) находятся в трудоспособном возрасте, и многие из них хотят и могут трудиться. А работу имеют лишь 15% этой категории инвалидов. В 2006 году рекомендации учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы (МСЭ) по профессиональной реабилитации получили 1,4 млн. инвалидов в трудоспособном возрасте (27%), однако научные и социологические исследования показывают, что в трудоустройстве нуждаются более 59%, в том числе в переобучении, переквалификации и трудовой адаптации — около 40% инвалидов.

В соответствии с законодательством государство сегодня гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки, а также оказание услуг по трудоустройству как за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, так и за счет внебюджетных источников.

За управление и координацию этой работы на федеральном уровне отвечают Минздравсоцразвития России, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав), Федеральная служба по труду и занятости (Рос- труд) и Фонд социального страхования Российской Федерации. Основными участниками системы являются территориальные учреждения МСЭ, органы социальной защиты на-селения, службы занятости населения, образования и здравоохранения, общественные организации инвалидов, а также предприятия и организации, использующие труд инвалидов.

Прошу прощения за, может быть, последующее пространное цитирование и изложение некоторых юридических норм в отношении прав инвалидов на труд, но это большинству читателей даст понять, как в Основ-ном законе Российской Федерации и международном праве трактуются эти права.

В Конституции Российской Федерации (ст. 37) провозглашено: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты тру-да, а также право на защиту от безработицы».

В международном праве (в соответствующих конвенциях ООН и МОТ, большинство из которых Россия ратифицировала) предусматривается «создание для инвалидов равных возможностей в реализации права на профессиональную реабилитацию и занятость, поощрение, защиту и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства».

В конвенциях содержатся рекомендации по содействию государства в трудоустройстве инвалидов как на открытом (свободном) рынке труда, так и на закрытом (в специализированных организациях, предназначенных для лиц с ограниченными возможностями). А также рекомендации по созданию возможностей трудоустройства инвалидов на свободном рынке труда, в том числе:

по финансовому стимулированию предпринимателей для поощрения их деятельности по организации профессионального обучения и последующей занятости инвалидов;

по разумному приспособлению рабочих мест, трудовых операций, инструментов, оборудования и организации труда для облегчения такого обучения и занятости инвалидов;

по оказанию государственной помощи в создании специализированных предприятий для инвалидов, которые не имеют реальной возможности получить работу в неспециализированных предприятиях.

Если бы эти нормы были не только декларированы в законах и подзаконных актах, а реализовывались и обеспечивались достаточным финансированием, то к российскому инвалиду не было бы отношения как к «нахлебнику, сидящему на шее у государства», и он бы чувствовал себя полноправным членом общества.

У нас при наличии огромного количества денег от продажи нефти и газа средств на социальные программы не хватает. В приоритетные национальные проекты инвалиды не попали. Вы что-нибудь слышали о результатах прошедшего Года инвалидов? О повышении качества их жизни, снижении уровня инвалидности в стране?

Тот «год» прошел, и нужны новые проекты — 0лимпиада-2014 важнее, чем судьба 13 млн. человек, нуждающихся в помощи государства. Напомню, что на реализацию олимпийских проектов вначале предусматривалось выделить 14 млрд. долларов США, теперь, оказывается, нужно еще несколько миллиардов. Где уж тут до инвалидов!
В 2006–2007 годах на профессиональную реабилитацию и трудоустройство инвалидов из средств федерального бюджета было направлено 1,8 млрд. рублей — чуть больше 70 млн. долларов за два года. Правда, кроме этого, на указанные цели выделялись средства общероссийских общественных организаций инвалидов в общей сумме 0,3 млрд- рублей (12 млн. долл.), а также столько же из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Следовательно, общий объем средств государственных и общественных организаций, направленных на обеспечение конституционного права инвалидов на труд, за два последних года составил лишь 2,4 млрд. рублей (94 млн. долларов США), т. е. в среднем по 47 млн. долларов в год.

Таким образом, на одного инвалида, получившего рекомендации по профессиональной реабилитации от МСЭ (а не всех желающих работать!), приходилось менее трех долларов, или чуть более 70 рублей в месяц. Это всего лишь стоимость бланков, на которых написана рекомендация. Такова цена усилий государства, направленных на помощь инвалиду, желающему работать, чтобы стать полноценным членом общества!

На рынке труда главным партнером является работодатель, цель бизнеса которого — извлечение при-были. Для того чтобы принять на работу инвалида, ему, работодателю, необходимо оборудовать эффективное (с точки зрения прибыли) рабочее место, вложить дополнительные средства на приспособления, облегчающие труд инвалида, доплачивать к его зарплате (поскольку производительность труда инвалида низкая) и т. п. При этом претендующего на вакансию инвалида необходимо обучить профессиональным навыкам, утерянным в результате инвалидности. Короче, работодатель должен за счет собственных средств, не имея соответствующих компенсаций со стороны государства, оборудовать для инвалида рабочее место.

Ему это надо?

А кому надо? Инвалиду?

Да! Но у него на это нет средств.

Государству? Оно выплачивает пенсии и пособия и считает, что у нас безработицы среди инвалидов не должно быть!

Но хочет ли власть, чтобы они работали?

И это при том, что расчеты показывают: вновь созданное рабочее место для инвалида образует налогооблагаемую базу, отчисления с которой через короткое время компенсируют государству вложенные затраты. Но кто сегодня на государственном уровне просчитал эффективность реабилитации инвалида?

Ясно одно: решение проблем занятости инвалидов требует повышения заинтересованности работодателей в приеме на работу инвалидов, в том числе компенсации части затрат на создание новых рабочих мест для инвалидов, на их заработную плату и профессиональное обучение.

Существует и другая проблема трудоустройства инвалидов, не требующая больших бюджетных инвестиций.
Изменение в связи с «монетизацией льгот» порядка назначения пенсий по инвалидности, ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) и социальных услуг в зависимости от степени трудоспособности (ОСТД) привело к тому, что учреждения МСЭ вынуждены резко ограничить перечень трудовых рекомендаций, указываемых в индивидуальных программах реабилитации инвалидов. При этом возросли требования к определению трудовых рекомендаций инвалидам, связанных со способностью к трудовой деятельности в специально созданных условиях или на условиях неполной занятости (работа небольшого объема).

Для работодателя выполнение таких условий экономически невыгодно, что затрудняет подбор для инвалидов подходящих вариантов трудоустройства. Это не значит, что надо снять все ограничения по условиям труда инвалидов. Необходимо найти источники компенсации дополнительных затрат работодателя для трудоустройства инвалидов.

Без такого «человеческого» подхода получается, что одна государственная служба (МСЭ) дает рекомендации по трудоустройству инвалида в специально созданных условиях или на условиях неполной занятости, а другая государственная служба (занятости населения), владеющая большинством вакансий на своей территории, не имеет подходящих вариантов для трудоустройства. Так, уровень трудоустройства инвалидов, которым было рекомендовано это сделать, по данным МСЭ, составляет примерно 15–17%, что свидетельствует о неэффективной работе указанных государственных служб.

В стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, записано, что «государствам следует признать принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получить возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда». Этими правилами рекомендовано, что «материальную помощь инвалидам следует оказывать до тех пор, пока сохраняется состояние инвалидности, причем таким образом, чтобы инвалиды стремились найти работу. Такую помощь следует сокращать или прекращать только после того, как инвалид начинает получать адекватный и гарантированный доход».

Вот этот принцип и надо нам признать конкретно! И записать законодательно!

Одним из основных механизмов обеспечения занятости инвалидов является квотирование рабочих мест. До 1 января 2005 года Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» квотирование устанавливалось для организаций с численностью работников от 30 человек. Размер квоты и ответственность работодателя устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации. Если работодатель не трудоустраивал на своем предприятии установленного ему количества инвалидов, он подвергался финансовым санкциям.

С 2005 года квота для приема на работу инвалидов стала устанавливаться для организаций с численностью работников свыше 100 человек.

Эта норма привела к тому, что от социальной ответственности в трудоустройстве инвалидов были освобождены сотни тысяч предприятий малого бизнеса. Такое положение не могло не повлиять на обеспечение занятости инвалидов. Если в 2004 году число работающих составляло 68,4 тыс. человек, то в 2006 году оно сократилось в 5,3 раза — до 12,8 тыс. человек.

Вместе с тем государство, облегчая деятельность предприятий малого бизнеса, поставило общественные организации инвалидов и их предприятия в условия «свободной» конкуренции. В 2002 году были отменены налоговые льготы, предоставляемые этим организациям, что привело к резкому ухудшению их финансово-экономического состояния, дополнительным расходам и снижению доходов, которые могли быть направлены на социальную защиту инвалидов, в том числе на решение вопросов их трудоустройства.

Увеличение финансовой нагрузки повлекло за собой рост себестоимости и, как результат, — снижение конкурентоспособности продукции, падение объемов ее реализации, закрытие предприятий, сокращение численности работающих инвалидов. В результате по состоянию на 1 января 2007 года число принадлежащих общероссийским общественным организациям предприятий сократилось по сравнению с 2003 годом почти в два раза (с 1362 до 726). Ежегодно сокращается численность работающих на них инвалидов. В 2004 году по сравнению с 2003 годом она снизилась на 13,3%, в 2005 году — на 31,1%, а в 2006 году — на 43,9 процента.

За эти годы количество предприятий Всероссийского общества глухих сократилось на 60%, Всероссийского общества инвалидов — на 53%, Все-российского общества слепых — почти на 10%. Численность работающих на них инвалидов уменьшилась соответственно на 66%, 59% и 23 процента. В результате десятки тысяч инвалидов потеряли так нужную им работу и доходы.

А потребность в трудоустройстве инвалидов постоянно растет. По данным Всероссийского общества слепых, на конец 2007 года в очереди по трудоустройству на его предприятия состоят более 8,6 тыс. инвалидов по зрению. При существующей тенденции сокращения рабочих мест для инвалидов и недостаточном количестве вновь создаваемых рабочих мест нуждающиеся в трудоустройстве инвалиды будут вынуждены ожидать своей очереди в течение 9–10 лет. Для многих это дорога в вечность…

Сегодня предприятия общероссийских общественных организаций инвалидов являются практически единственными предприятиями, дающими реальную возможность для трудоустройства инвалидов. На них занимаются и медицинской, и социокультурной реабилитацией. Но сумма оставшихся налоговых послаблений, предоставляемых этим предприятиям, столь низка, что в значительной мере не покрывает их расходы на социальную нагрузку.
Предприятиям ВОС в Рязанской и Курской областях льготы по всем видам налогов за 2006–2007 годы были предоставлены в суммах 2,1 млн. рублей и 1,1 млн. рублей соответственно. В то же время расходы на реабилитационные мероприятия за тот же период составили соответственно 3,6 млн. рублей и 8,1 млн. рублей, что превысило размер льгот в 1,7 раза и в 7,4 раза.

Трудоустройство инвалидов, как составная часть их профессиональной реабилитации, гарантируется государством. Однако за последние 20 лет удельный вес работающих инвалидов в России неуклонно снижается. Как ни удивительно, но наиболее благополучными в отношении трудоустройства инвалидов были 1988–1989 годы, когда работало около 25–28% от их общего числа. В 1991-м доля работающих уже составляла 22%, в 1995 году — 13%, в 2003 году — 9,6%, в 2005 году — 9%, в 2007 году — около 8%.

Важной частью трудовой реабилитации инвалидов является их профессиональная подготовка, переподготовка, профессиональное обучение. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, созданы специализированные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов. В некоторых профессиональных образовательных (неспециализированных) учреждениях общего типа тоже создаются соответствующие условия. В 2006 году в подведомственных Рособразованию высших учебных заведениях обучалось 17,7 тыс. инвалидов, в учреждениях среднего профессионального образования – 16,5 тыс., в учреждении начального профессионального образования — 20,9 тыс. инвалидов. Кроме этого, в системе органов здравоохранения и социальной защиты населения функционируют 40 образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования для инвалидов в 35 городах и населенных пунктах Российской Федерации. В них обучается 7200 инвалидов при ежегодном поступлении и выпуске 2000 инвалидов.

И это на всю Россию! На более чем две тысячи городов! В среднем по 60–70 инвалидов на один город! Поскольку в это среднее число входят Москва, Санкт-Петербург и другие города-миллионники, то можете себе представить, где может получить профессию инвалид из провинциального городка или живущий на селе?

Между тем, по данным Росздрава, учреждениями МСЭ в 2005 году было выдано 9,4 тыс. индивидуальных программ реабилитации с рекомендациями по профессиональному обучению и переобучению в техникумах-интернатах Росздрава и профессионально-технических училищах системы органов социальной защиты. То есть обеспеченность инвалидов учебными местами на тот период составляла чуть более 20%, или четыре человека на одно место.
В 2006 году МСЭ выдано 19 тыс. аналогичных рекомендаций. Обеспеченность инвалидов учебными местами составила всего лишь 10,5%, или девять человек на одно место. Таким образом, почти 90% получивших реабилитационные рекомендации инвалидов не смогут получить профессиональное образование или повысить свою квалификацию. И это как раз жители малых и средних городов, сельское население.

Социологические исследования, проведенные по инициативе органов социальной защиты населения, показали высокую эффективность медицинской реабилитации в специализированных учебных заведениях инвалидов. В течение 2005–2007 годов более чем у трети выпускников улучшилось состояние здоровья и наметилась положительная динамика. Но даже при острой нехватке учебных мест в учебных учреждениях Росздрава их загрузка в среднем составляет менее 83% от проектной мощности.

Не впечатляет и динамика финансирования бюджетных учреждений специального образования для инвалидов системы Росздрава. Из федерального бюджета на их содержание в 2005 году было выделено 233,6 млн. рублей, а в 2006 году – 255,6 млн. рублей, или на 9,4 больше. В 2007 году – 265, 1 млн. рублей, или на 3, 7 % больше, чем в предыдущем году. Такое увеличение даже не перекрывает уровень инфляции тех лет, когда цены росли на 10–12 процентов год.

Специалисты в области адаптации и реабилитации инвалидов уже долгое время настоятельно ставят вопрос о принятии федерального закона «О реабилитации инвалидов». Из- за его отсутствия не разрабатываются федеральные и региональные государственные реабилитационные стандарты, включающие разделы по профессиональной реабилитации и интеграции инвалидов, обеспечивающих развитие сети реабилитационных учреждений, позволяющих внедрить новые социальные и образовательные технологии.

В связи с отсутствием нормативов финансирования специальных учебных заведений для инвалидов их заявки по финансированию расходов удовлетворялись лишь на 30–85 процентов. Недостаточность финансирования не позволяет образовательным учреждениям в полной мере решать задачи комплексной реабилитации студентов-инвалидов. По за-явлениям руководителей этих учреждений, на низком уровне остаются оснащение диагностическим и лечебным оборудованием реабилитационной базы, подготовка медицинского персонала.
Нельзя сказать, что Правительство РФ совсем уж устранилось от решения проблем занятости инвалидов. В декабре 2005 года утверждена федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006–2010 годы». Государственным заказчиком- координатором программы является Минздравсоцразвития России, государственным заказчиком — Рос- здрав. Основными целями программы являются создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышение уровня их жизни.

Похожая федеральная программа была принята и на 2000–2005 годы. В ней главными целями были названы повышение уровня жизни инвалидов и сокращение уровня инвалидности в стране. Было выделено на этот период более 1,5 млрд. рублей. Но отчета главных исполнителей программы о ее выполнении инвалиды не услышали. Известно только, что число инвалидов в России за те шесть лет увеличилось почти на 4 млн. человек, а об уровне жизни инвалидов вообще забыли сказать, тем более что никто до сих пор не знает, что такое.

В новой федеральной целевой программе на первые два года не реализацию программных мероприятий было выделено из федерального бюджета 118,8 млн. рублей, в том числе в 2006 году — 100,6 млн. рублей, в 2007 году — 18,2 млн. рублей. Кроме того, на условиях софинансирования из внебюджетных источников необходимо было привлечь 824,9 млн. рублей (2006 год — 430,5 млн. рублей в 2007 год — 394,4 млн. рублей). За счет указанных средств планировалось создать условия для трудоустройства аж 685 (!) инвалидов. Практически же было создано 422 рабочих места и не были реализованы мероприятия на общую сумму 22,3 млн. рублей. И это при огромном дефиците средств и острейшей проблеме трудоустройства инвалидов!

Причины нам, конечно, назовут: это и позднее финансирование мероприятий, и неготовность регионов реализовать средства, и недостаточное участие областных администраций в финансировании программы из собственных бюджетов, и слабая активность общественных организации, и многое, многое другое.

А вообще кто-нибудь знает, сколько нужно средств для создания нормальных условий жизнедеятельности инвалидов в России? Я думаю, что никто! Как можно определить объемы финансирования, если на федеральном уровне отсутствует единая система учета инвалидов, их социально-экономического положения и демографического состава, условий жизнедеятельности?

У каждой федеральной структуры своя статистическая отчетность. Так, Роструд и органы занятости в регионах ведут отчетность по трудоустройству, в том числе инвалидов, государственная служба медико-социальной экспертизы ведет отчетность по освидетельствованным инвалидам и выданным им индивидуальным программам реабилитации.

Во многих регионах даже на областном уровне нет сводного учета инвалидности и инвалидов, только районные органы социальной защиты населения еще владеют достаточной информацией.

А ведь еще Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятым в 1995 году, к компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов было отнесены разработка и установление единой системы учета инвалидов , в том числе детей-инвалидов, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом.

Разве можно объективно определить, сколько нужно денег на решение проблем инвалидов, и потом обосновать свои потребности в вышестоящих органах и Министерстве финансов, если органы управления социальной защитой населения плохо владеют информацией о количестве и составе опекаемой категории граждан, не имея при этом соответствующих государственных стандартов обслуживания каждой категории инвалидов и нормативов расходования средств на реализацию стандартов?

Не потому ли выделяемые из бюджета средства расходуются неэффективно, а порой и расхищаются?
Может быть, поэтому на протяжении уже дюжины лет не внедряется единая система учета?

При огромном количестве государственных чиновников, отвечающих за решение проблем инвалидов (а ведь не слышно вопросов о нехватке численности госаппарата), инвалиды и их общественные организации вынуждены самостоятельно выкарабкиваться из нужды. Они по-прежнему изгои в нашем обществе.

Степан ЗАНОЗА