НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ПРОБЛЕМРусский инвалид №12, декабря 2008Фестиваль «Кино без барьеров», собирает именно проблемные фильмы. Собирает, чтобы сделать трудности одной, порой небольшой группы людей достоянием всех, кто не побоялся прийти в столичный кинотеатр «Салют». Смотреть эти фильмы непросто, ведь каждый, независимо от содержания, гражданства его авторов и хронометража, делает явным то, о чем традиционно принято молчать. Что испытывает мать, потерявшая родных детей — и взявшая в семью сирот с синдромом Дауна (фильм «Мои четверо детей», производство Израиля)? Как смотрят кино незрячие («Очевидное и непонятное», Испания)? Что делать инвалидам, попавшим в чрезвычайную ситуацию («Особые потребности в особое время», США)? Инвалидность - всегда проблема. Проблема для самого человека, для его близких, для государства, для общества в целом. Точнее, целый комплекс проблем. Потому-то любой фильм, посвященный этой теме — это неизбежно- фильм о проблеме. Даже если у истории счастливый финал, это свидетельствует не об отсутствии проблем, но лишь о том, что героям удалось их преодолеть. (А за кадром — грустный подтекст: другим не удалось…) Пересказывать такие фильмы невозможно, ведь главное в них — не «что», а «как». Как научиться плавать, если после травмы парализованы руки и ноги («Снова на плаву», Франция). В чем популярная актриса, педагог и режиссер Людмила Иванова нашла смысл жизни, после того как болезнь поставила ее на костыли («Кухня Людмилы Ивановны», Россия). Как девушке, лишенной слуха, получить место танцовщицы в шоу на Бразильском карнавале («Лучшее шоу на земле», Великобритания). Как, наконец, жить людям с проблемами восприятия речи на слух — оказывается, только в Германии их более 4 миллионов («В слове коробка нет буквы Д», Германия). Кому адресованы фильмы фестиваля? — вопрос риторический, ибо ответ прост и известен заранее: ВСЕМ. К счастью, это начали понимать даже власти — в день открытия форума я сама слышала в метро радиоинформацию о нем. Не думаю, чтобы это сильно повлияло на количество зрителей, и все же что- то сдвинулось с мертвой точки. Сами же организаторы, кажется, устали повторять, что делают фестиваль не для инвалидов, которые собственные проблемы знают наизусть, а для общества, не привыкшего обращать внимание на «людей с особыми потребностями». Для того, чтобы пронять любого зрителя, здесь не только «крутят фильмы», но и проводят многочисленные встречи с режиссерами и героями лент, вживую сталкивая различные точки зрения. Впрочем, это не значит, что людям с инвалидностью на фестивале делать нечего. Ведь они — прежде всего ЛЮДИ, следовательно, их знания о мире неизбежно ограничены привычной средой. Ампутант может ничего не знать о проблемах незрячего, ДЦПшник — о трудностях аутиста, а все они вместе — о том, как хочется любить и быть любимыми людям с умственной отсталостью. А знать — надо, потому что именно в среде инвалидов недопонимание, стремление разделить мир на «своих» и «других» воспринимается больнее, чем где бы то ни было. Кроме того, эти знания неизбежно приводят к простой мысли: твоя боль, твои проблемы — далеко не самые страшные на свете. Все могло бы быть гораздо хуже. Екатерина ЗОТОВА |
© 2011 «Аридонс» |