« Горячая линия» слушает

Хабаровские вести, 9 декабря 2009

Какие образовательные учреждения для детей-инвалидов есть в Хабаровске?

— В Хабаровске работают четыре городских учреждения, организующих образовательный процесс детей – инвалидов: школы – интернаты № 2 и 3 для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья. Школа-интернат 31 тоже для детей с ограниченными возможностями здоровья, но проживающих с родителями. В этом интернате также есть класс для детей со сложной структурой дефекта и для детей с глубокой умственной отсталостью. Еще функционирует школа-интернат 2 вида, где обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети, а еще с тяжелыми нарушениями развития речи, с ДЦП и нарушениями развития опорно-двигательного аппарата. Помимо этого в общеобразовательных школах есть класс для детей с глубокой умственной отсталостью, а в 25 учреждениях открыты так называемые коррекционные классы. Обучаются дети-инвалиды и в обычных классах общеобразовательных школ. Если говорить о системе дошкольного образования, то в тридцати четырех ДОУ функционируют коррекционные группы для детей с различными нарушениями развития.

Раньше в интернате N 31 для всех детей было организовано пятиразовое бесплатное питание, теперь его отменили и кормят лишь дважды. Но утром дома ребенок кушать отказывается; когда же он приезжает в интернат, то хочет есть. Почему кормить стали меньше?

(Мама воспитанника школы- интерната № 31).
— В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.03.97 № 288, во всех коррекционных учреждениях пятиразовое питание получают дети, постоянно проживающие в интернате. Вероятно, ваш ребенок ранее относился к данной категории. А для детей, которые приходят в школу-интернат только на период образовательного процесса, предусмотрено полноценное бесплатное двухразовое питание — завтрак и обед.

У моего ребенка общее недоразвитие речи, мы собираемся в детский сад. Подскажите, как правильно выбрать ДОУ?

— Я бы порекомендовала детский садик, в котором есть специалист-логопед, так как там будут организованы индивидуальные занятия, которые позволят откорректировать на-рушения, а еще лучше детсад, где есть компенсирующая группа для детей с нарушением речи. Таких групп достаточно много и, если вы обратитесь к специалистам сектора дошкольного образования управления образования, вам смогут подобрать детский сад поближе к дому.

Минувшим летом внук, воспитанник школы-интерната № 31, отдыхал в пришкольном лагере в июне; в июле и августе лагерь не работал. Где еще может отдохнуть и оздоровиться ребенок-инвалид летом?

— При школе-интернате 31 ежегодно организуется ГОЛ, но работать все три месяца он не может, так как в образовательном учреждении необходимо сделать ремонт и подготовить его к новому учебному году. В июне 2009 года впервые в Хабаровске на базе школы — интерната II вида функционировал оздоровительный лагерь для детей-инвалидов. В следующем году планируется его работа на июнь—июль, так что при желании можно будет записать внука туда. Отдыхают наши дети и в загородных оздоровительных лагерях; например, слабослышащие дети целым отрядом выезжают в лагерь «Юность“.

Нужно специально обучать педагогов, работающих с детьми-инвалидами, так как “та работа имеет свою специфику и требует специальной подготовки. Как »то организовано в Хабаровске?

— Большинство педагогов, работающих в коррекционных учреждениях, имеют специальное образование. Помимо этого есть система повышения квалификации. Во-первых, все педагоги один раз в пять лет проходят курсы повышения квалификации с учетом специфики работы. Во- вторых, в ХК ГОУ «Институт развития образования» для учителей и воспитателей коррекционных учреждений специально читаются курсы по работе с детьми- инвалидами. Данные курсы планируются на основе заявок образовательных учреждений и управления образования, в которых обязательно учитываются пожелания самих педагогов. Но специфика заболеваний у детей разная и подходы к работе с ними тоже разные, поэтому обязательно учитывается, где и с какими детьми работают учителя и воспитатели. При этом лекции читают не только психологи и педагоги, но и медики. В-третьих, мы направляем педагогов на однодневные курсы, которые проводят специалисты краевой психиатрической больницы, краевого центра медико-психологического сопровождения детей. В-четвертых, управление образования организует и проводит всевозможные семинары непосредственно на базе коррекционных учреждений, где специалистов знакомят с подходами к обучению детей с теми или иными нарушениями. Для повышения квалификации специалистов коррекционных учреждений в Хабаровск также по приглашению приезжают столичные ученые, которые читают лекции педагогам городских образовательных учреждений.

Ребенок-инвалид, восьми лет, находится на домашнем обучении. Мы слышали, что в этом году в городе работал лагерь специально для детей-инвалидов, сын хотел бы посещать этот лагерь. Как это сделать? К тому же живем мы в другом районе.

— Записаться в летний оздоровительный лагерь для детей-инвалидов «Манжерок», который будет работать на базе школы-интерната II вида (Пятая площадка) в июне—июле 2010 года, можно будет по тел. 31–05–01 (управление образования) или 53–61–08 (школа-интернат II вида). А для подвоза воспитанников, проживающих в других районах города, будет задействован автобус, который планируется приобрести в ближайшее время для школы- интерната. Помимо этого, если у ребенка нет противопоказаний, для него можно приобрести путевку и в загородный оздоровительный лагерь.
Более подробную информацию можно будет получить по телефонам, указанным выше, в марте—апреле следующего года.

Проводятся ли в городе какие-нибудь мероприятия творческой направленности для детей-инвалидов? И как в них можно принять участие?

— В этом году впервые в преддверии Дня инвалидов управление образования Хабаровска провело конкурс «Мир за твоим окном», участниками которого стали 53 ребенка-инвалида, обучающиеся в образовательных учреждениях Хабаровска. Конкурс проводился в двух возрастных группах по трем номинациям: рисунок, самоделка, стихотворение (проза). 2 декабря состоится церемония подведения итогов, будут награждены победители и дипломанты. Подобный конкурс мы планируем сделать традиционным и надеемся, что в следующем году участников будет больше, свои работы представят воспитанники детских садов.

У ребенка детский церебральный паралич, может ли он посещать детское дошкольное образовательное учреждение и есть ли у нас специализированные детские сады?

— Специализированных ДОУ у нас сегодня нет, в городе функционирует одно дошкольное учреждение, имеющее круглосуточную группу для детей с ДЦП, это детсад № 49 (Южный микрорайон). Также в ряде детсадов в разных районах города функционируют группы специально для детей с нарушениями развития опорно-двигательного аппарата. Более подробную информацию можно получить в секторе по организации дошкольного образования управления образования Хабаровска.

Мой внук обучается в школе-интернате № 31, там он занимается с логопедом, но этого недостаточно, можно ли еще где-нибудь дополнительно заниматься с логопедом бесплатно?

— Все, что положено бесплатно в рамках образовательной программы, дети в школе-интернате получают; если требуются дополнительные услуги, их можно получить в любом учреждении, где работает логопедический пункт. Помимо этого по направлению врачей можно заниматься с логопедом в учреждениях здравоохранения. Я хочу сказать, что логопед регулярно дает задание ребенку на дом, поэтому родителям обязательно надо заниматься с ним дома, только в этом случае будет результат.

Где ребенок-инвалид может заниматься лечебной физкультурой и плаваньем?

— Занятия лечебной физкультурой обязательно проводятся в рамках программы образовательного учреждения, сверх этого можно заниматься ЛФК в учреждениях здравоохранения, но только по направлению врача. Как объяснили специалисты спорткомитета города на заседании круглого стола, состоявшемся в сентябре, для организации занятий плаваньем родителям необходимо организовать группу детей и в бассейне «Дельфин» постараются изыскать возможности для проведения систематических занятий.

Есть ли в городе консультативные пункты для родителей детей-инвалидов? Нередко возникают проблемы и необходим совет специалиста о том, как поступить в той или иной ситуации.

— Специализированных пунктов в городе нет, но всегда можно получить консультацию по телефонам доверия: психотерапевтический центр — 36–36–45, краевой центр психотерапии — 56–21–03. В течение дня можно обратиться в городскую ПМПК, которая находится на базе школы № 3, тел. 32–59–13. Есть краевой центр медико-психологического сопровождения детей, специалисты которого тоже при необходимости могут прийти на помощь и дать правильный совет по телефону доверия 30–74–70.