Дом с секретом

Аргументы и факты, августа 2009

Место, где никто не будет тыкать пальцем

ЭТОТ старый частный домик в районе Химфармзавода Наталья Евтеева с мужем купили несколько лет назад.

БЫЛА мечта, но не было денег. И вдруг звонят друзья, с которыми мы делились своими планами, и говорят, что их родственники продают частный дом с большим двором! И так удивительно все сложилось: люди, узнав, для чего нам нужен этот дом, согласились продать его недорого, в рассрочку!

А вот то, для чего нужен был дом — без сомнения, самое главное в этой истории.

Мечтать не вредно?

О НАТАЛЬЕ Евтеевой и ее организации «Реальная помощь» наша газета уже писала. О том, как ее среднему сыну Владу в пять лет поставили диагноз «аутизм», о том, как ей удалось побороть отчаяние и начать «пробивать стену», пытаясь добиться создания в крае системы по адаптации к жизни детей, ранее считавшихся полностью необучаемыми.

Сначала, в 2001 году, Наталье и ее единомышленникам, родителям таких же нестандартных детей, удалось инициировать открытие двух коррекционных групп в детском саду №77. В 2004 году начал работу специализированный класс в школе-интернате № 31. Теперь классов несколько, детей в них – больше сорока.

В школе наши дети находятся с утра и до шести вечера — представляете, как это облегчает жизнь их родителям, которые раньше часто бросали работу, чтобы опекать их? Теперь мы можем вести совершенно обычный образ жизни.

За время обучения дети менялись невероятно, опровергая штамп «полностью необучаемых».

Если когда-то мне пришлось купить машину только для того, чтобы в автобусе и не выслушивать оскорбления типа «понарожали дураков», то теперь с Владом не страшно выйти в людное место, он ведет себя гораздо адекватнее.

Организация, которую создала Наталья, планирует и дальше работать в этом направлении, привлекая различные ресурсы.

Особенность аутистов в том, что они делают только то, чего хотят сами. Но если в них заложить определенную систему—они никогда от нее не отступят. Не зря ведь в Америке некоторые компании за такими людьми просто охотятся: они никогда ничего не украдут, не перепутают. Но чтобы они могли работать, им необходимо обучение по определенным методикам. Именно этого мы и хотим добиться в Хабаровске.

Изучая опыт других организаций, Наталья ездила и по нашей стране, и за границу.

В Америке в каждом райончике есть центр, где живут и работают люди с врожденными проблемами! Причем для хозяев центров это зачастую просто бизнес: они получают деньги из специальных фондов, которые в свою очередь распределяют государственные средства. После я увидела аналогичный центр в Пскове, построенный на американские же деньги. Я загорелась идеей создать такой центр у нас.

«Теплый дом»

КОНЕЧНО, я не планировала сразу создать центр того же уровня, что в Америке, где люди с ограниченными возможностями живут постоянно и даже получают возможность зарабатывать. Для начала мне хотелось, чтобы мой ребенок и другие дети просто могли свободно проводить время на природе, где бы никто не тыкал в них пальцем. Поставить забор повыше — и чтобы они чувствовали себя в полной безопасности! Параллельно, я планировала работать с родителями, делиться своими навыками.

Наталья и ее муж Алексей купили дом несколько лет назад. Но до последнего времени проект тормозился — не было денег, чтобы привести его в пригодное для детей состояние.

В конце концов, я поняла, что дело затянется еще лет на 10, если я буду рассчитывать только собственные средства, и решила написать заявку на грант Общественной палаты РФ. Хотя, если честно, на 99 процентов была уверена, что мне его не дадут — слишком уж нестандартным был проект.

Грант Наталья выиграла, получив более 400.000 рублей. На эти деньги в дом и выстроенную баню провели воду, поставили оборудование для ее нагрева, скоро будет надстроена мансарда, чтобы дети могли заниматься не только на улице, но и в доме.

Сделав ремонт, мы всей семьей переехали в этот дом, сдав квартиру. Причем, труд людей по нашему фанту не оплачивался, и все наши знакомые, друзья сыновей и родители детей работали бесплатно.

В конце прошлого учебного года, когда дело с проектом «Теплый дом» наконец сдвину-лось с мертвой точки, Наталья пришла в школу, где учился ее сын, и предложила родителям заполнить анкеты на участие в проекте.

Я думала, желающих будет много… Но оказалось, что некоторые не готовы к такому, другие хотели бы отдать детей, но не участвовать сами… У меня же было принципиальное требование: чтобы люди участвовали семьями, потому что, на мой взгляд, не только детям нужно адаптироваться к жизни, приобретать какие-то навыки, но и родителям необходимо учиться воспринимать своих детей по-новому.

Участвовать в проекте решило пять семей.

Сначала я реально не понимала, зачем это нужно, — признается Татьяна, мать 10-летней Лизы, у которой тот же диагноз, что и у Влада — аутизм. — А теперь мы с мужем настолько заразились идеей, что решили копить деньги, тоже купить дом и продолжить дело — помочь еще хотя бы нескольким семьям. Ведь каждый родитель такого ребенка постоянно думает: а что будет с ним после моей смерти. Поэтому мы с мужем планируем родить еще и здоровых детей, которые могли бы помогать Лизе в будущем, и открыть свой центр для подобных ей детей.

Бассейн, каток и…

ТАТЬЯНА рассказывает, что здесь Лиза научилась мыть посуду, и теперь делает это с удовольствием и дома.

У Натальи Владимировны больше опыта в обучении сына бытовым навыкам, и мы пытаемся их перенять. Я стараюсь добиться того, чтобы Лиза обслуживала себя самостоятельно.

Наталья же рассказывает о своем сыне, как он осваивает новые «специальности». Мыть посуду и готовить обеды-ужины он может уже давно.

Как-то мы с ним шпатлевали, и я обратила внимание, что у него получается куда лучше, чем у меня! Он это тоже заметил, нашел не замазанную дырку и с укоризной посмотрел на меня: мол, эх ты, мама!

Для Татьяны же проект стал пробой еще и собственных сил. Она придумала выезд с детьми в город, спланировала маршрут, продумала все моменты.

Наши дети вели себя настолько адекватно, что многие люди на улице удивлялись, узнавая, что у них проблемы в развитии, — рассказывает Наталья.

Я рассматриваю фотографии — с поездки и вижу, что некоторые из них сделаны в одном из центральных кафе.
Еще несколько лет назад, когда московские коллеги рассказывали, что ходят с группой таких детей в «Макдональдс», я не верила — с моим ребенком тогда это было совершенно нереально! А теперь, посмотрите, у нас самих это запросто получается.

Планы на будущее у Евтеевых просто наполеоновские: построить на участке еще один дом, где можно было бы проводить занятия, соорудить бассейн, который зимой превращался бы в каток…

- А еще хотим сделать что- то вроде социальной гостиной, чтобы люди из других мест могли бы на какое-то время здесь останавливаться. А то когда недавно собиралась в Хабаровске группа со всего края, чтобы ехать на море, кому-то негде было даже приткнуться: а ведь некоторые дети настолько тяжелые…

Наталья имела в виду еще один проект своей организации

- «Ласковое море», финансируемый краевым правительством. Уже второй год дети с ограниченными возможностями вместе с кем-то из родителей имеют возможность выезжать на море.
Это настолько же трудно! насколько и здорово. Ведь если- бы не проект, ни родители, ни дети, возможно, никогда бы не получили подобного шанса многие живут в отдаленных районах.

Всего же за пять лет существования организации «Реальная помощь» лишь один проект Натальи остался пока в большей степени теорией.

- Еще в прошлом году совместно со специалистами краевого правительства мы разработали проект программы
« Дети — инвалиды Хабаровского края на 2009 – 2011 год». Однако сумма затрат получилась довольно внушительная, 138,7 млн рублей, и из-за отсутствия средств проект отложили на 2010 год… По последней информации, сейчас он подкорректирован и будет включен в программу «Семейная политика Хабаровского края». Ознакомиться с видоизмененным проектом на данном этапе нам не разрешают, остается только ждать. Мы, конечно, надеемся только на лучшее…

Татьяна ВЛАДИНА,