Нас слишком долго учили жалеть инвалидов

Хабаровские вести, февраля 2009

А для них важно ощущать себя нормальными людьми

Группа неслышащих инвалидов из хабаровской ассоциации АРИДОНС недавно вернулась из поездки на море. В этом путешествии не было неусыпного ока старших и чрезмерной опеки. Молодые ребята впервые почувствовали себя взрослыми и самостоятельными.

Когда они рассказывали мне о своих впечатлениях, на первый план вышли вовсе не красоты морские, хотя отдыхала молодежь в живописном уголке под Находкой. Как сказала Лена Вдовина, поездка помогла им избавиться от комплекса неполноценности. Они учились входить в контакт со слышащими и находить с ними общий язык. Они танцевали, ходили в бар. Казалось бы, такие мелочи ( но ребята чувствовали себя нормальными людьми, которые ничем не отличаются от других.

Уж не знаю по каким таким причинам, но на инвалидов чаще всего мы смотрим только с жалостью. Вот, мол, бедные, убогие. Впрочем, совдеповская система долгое время формировала подобное отношение, а самих инвалидов делала людьми другого порядка. Полная неприспособленность дорог и переходов, городского транспорта и мест общественного пользования лишала ла возможности тех же колясочников передвигаться. Да и вообще часто ли мы встречаем инвалидов в театре, кино, библиотеках или на выставках?

Судя по внешнему виду наших городов, в стране все здоровы и счастливы. А где-то совсем рядом, может быть, даже в соседнем подъезде, живут одинокие люди. Не такие, как мы.

Нас слишком долго приучали жалеть инвалидов. В итоге сострадание превратилось в равнодушие. Проще ведь не замечать. Вот и забыли главное: человеку с тем или иным физическим недостатком не жалость нужна, а понимание.

Эти вопросы давно уже не дают покоя инвалидам. Кто я — человек или недочеловек? Многие ли здоровые люди воспринимают инвалидов как равных? Насколько реализовано право инвалида на личную свободу и свободу выбора? Справедливости ради нужно сказать, что не только в России эти люди чувствуют себя «не такими». Потому что подходят к ним с чисто медицинской точки зрения: их нужно только лечить. А физический недостаток автоматически вычеркивает инвалидов из общественной жизни. Хотим мы того или нет, но это, в свою очередь, породило*не очень приятную вещь — иждивенческую психологию человека, который уверен, что он никому ничего не должен, а ему, напротив, должны все и вся. За рубежом, между прочим, об этом не стесняются говорить вслух и даже пытаются изменить ситуацию. Организуют центры независимой жизни инвалидов. Они уже действуют в США, Канаде, Австралии.

Но это у них. Условия жизни наших инвалидов даже не стоит сравнивать. Но отношение к жизни менять все равно нужно. Чтобы эти люди, пусть даже не обладая сносным материальным достатком, чувствовали себя внутренне достойно и уверенно. Об этом шла речь на московской конференции, организованной российской общественной организацией инвалидов «Перспектива». Хабаровск представляла Елена Вдовина, возглавляющая молодежный союз неслышащей молодежи.

Конечно, поездка наших неслышащих ребят к морю лишь небольшой эпизод. Но он вдохнул в них уверенность. Многие, привыкнув считать себя бедными и обделенными, не умели даже элементарного. Но в поездке, где не было взрослых, им все приходилось делать самим. И когда одна девочка, приехав домой, сама сварила впервые в жизни борщ, родительскому счастью не было предела.

Впечатлений от путешествия хватит на год с лихвой. К слову сказать, произошло это только благодаря финансовой поддержке администрации города. Там, в отделе по делам молодежи, АРИДОНС знают давно и понимают, как серьезно работает эта общественная организация с инвалидами.

Приятно рассказывать о хорошем. Потому что надоело слышать повсюду только плохие новости. Они опутали нас липкой паутиной, и чем дальше, тем труднее вырваться. Но, к счастью, есть светлое и радостное в нашей жизни. Например, то. что в последнее время стали традиционными фестивали творчества инвалидов, поездки по Амуру на теплоходе. Здесь они общаются, находят друзей, встречают любовь. Так произошло у двух молодых людей — инвалидов по слуху. Вырвавшись из замкнутого мирка, лишенного звуков, они разглядели друг друга и соединили свои судьбы. Сегодня в этой семье уже подрастает малыш.