Родители воспитанников «Верботона»:

21 сентября 2010

Это они нас не слышат!

За счет здания школы для детей с нарушениями слуха и речи планируется сократить очередь в детские сады.

Мария ДЖУС

Еще пару лет назад первоклассника Женю Карелова не понимал никто, кроме мамы. На речь повлияла давняя травма. В обычном детском саду мальчика не научили. Ребенок привычно играл в стороне от сверстников и лишь, как младенец, гукал отдельные звуки. Ничего удивительного, что Женя замкнулся в себе, а любимым его цветом стал черный. Надежду на полноценную жизнь сына в родителей вдохнула начальная школа компенсирующего вида «Верботон».

Теперь моего Женечку все понимают! — не нарадуется его мама Наталья Карелова. — За считанные месяцы он научился говорить, читать, писать, выучил таблицу умножения и много стихов. Я его даже в магазин теперь одного отпускаю.

Как гром среди ясного неба прозвучало предупреждение о закрытии спецшколы. 40 детей с нарушениями слуха и речи вот-вот окажутся в обычной средней школе. Во всяком случае первоклашек (15 человек) уже отправили в среднюю школу «Открытие». Но, по словам специалистов, даже в специальном коррекционном классе развитие этих детей заметно приостановится.

Дело в том, что детям с нарушениями речи требуется логопед-дефектолог! — объясняет учитель-дефектолог школы «Верботон» Светлана Крегель. — Но в обычной школе его нет. То есть вся коррекционная работа останется позади. Кроме того, дополнительную помощь на специальной аппаратуре там, конечно, не окажут. Разрывать обучение, как предлагает управление образования города, нельзя, ведь у нас целый комплекс. Дети приходят в два годика. Им развивают слух, ставят речь, занимаются дополнительно и только затем плавно переводят в первый класс. А после четвертого выпускают в обычную школу.

В стенах «Верботона» наши дети все вместе преодолевают общую проблему, — рассказывает мама слабослышащего ребенка Евгения Болясова. — А что их ожидает в обычной школе? Это даже представить страшно! Ведь там в классах по 25 человек, и учитель не в силах уделить должного внимания такому ребенку. В итоге он останется в стороне, замкнется и со временем станет бояться «говорящего» мира.

Некоторым учащимся школы «Верботон» сделали дорогостоящие операции, вживили кохлеарный имплант. Это устройство излечивает ребенка от полной глухоты. А значит, он будет способен учиться как обычный школьник, не прибегая к языку жестов.

Вот только для этого, — продолжает Светлана Крегель, — должен пройти реабилитационный период в нашей спецшколе, как минимум, четыре года.

Моя Вика только здесь, в «Верботоне», начала говорить, — подхватывает бабушка слабослышащей ученицы Нина Сосновская, семья которой ради коррекции ребенка переехала в Хабаровск из Магадана. Раньше Вика вообще ничего не слышала. Мы везде писали, узнавали, где на Дальнем Востоке есть такая школа. И нашли! Но она есть только в Хабаровске. А что нас ждет дальше? Если «Верботон» закроют, обучение в обычной школе мы просто не потянем! Отсидим и уйдем. Выходит, зря делали дорогостоящую операцию? Поймите, без специальной подготовки для ребенка закроются все двери. Не лишайте нашу девочку будущего!

Сейчас занятия в школе «Верботон» продолжаются. Однако напряжение родителей не проходит.

То и дело появляются рабочие, делают рулеткой замеры, — делится наблюдениями еще одна обеспокоенная родительница. — Видимо, они собираются делать перепланировку под детский сад. Но разве можно выкинуть наших детей на улицу, чтобы заселить других?

Комментарий специалиста, начальник управления образования Хабаровска Ольга ТЕН:

«Верботон» как был, так и останется. Но появляются новые современные технологии, и к ним нужно стремиться, а не идти по старинке, как 18 лет назад, когда эта школа была создана. Слабослышащим детям сегодня вставляют в ушки специальные чипы, и дальше им нужно заниматься в обычной школе, чтобы слышать живую речь сверстников, а не молчание тех, кто не говорит.

Обучение в «Верботоне» продолжат те, кто уже учится. Но зачем набирать новичков? Разве для них есть условия? Ведь занятия проходят в приспособленном помещении, где нет даже спортивного зала. Мы никого не выгоняем, а, наоборот, хотим создать для детей лучшие условия!

Справка «КП»

В МОУ «Верботон» обучаются 36 детей с нарушением слуха, 14 из них — имплантированные дети дошкольного и школьного возраста. Многие из остальных проходят обследования и ждут выделения квот на операцию кохлеарной имплантации. После операции детям требуется длительный период реабилитации, основанный на верботональной методике.

А также в «Верботоне» обучаются более 50 детей с различными проблемами речи. Специалисты Санкт-Петербургского НИИ уха, горла и речи плотно сотрудничают со специалистами «Верботона». В 2008–2009 гг. специалисты НИИ посещали МОУ «Верботон», наблюдали за реабилитацией детей, остались довольны условиями и программой реабилитации, даже рекомендовали в дальнейшем обучение в МОУ «Верботон». Ведь школа соответствует требованиям, предъявляемым центром реабилитации НИИ, и ежегодно проходит аккредитацию.