Мы все немножко аутисты

Хабаровские вести, марта 2010

А один из 150 новорожденных — точно

2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Хабаровск тоже не остался в стороне: за круглым столом в краевом Минсоцзащиты собрались всевозможные специалисты, чтобы обсудить, как решается эта проблема у нас.

Еще 10 лет назад семья, где есть ребенок-аутист, была обречена сама справляться со своей проблемой, — рассказала Наталья Евтеева, руководитель общественной организации «Реальная помощь» и мать ребенка-аутиста.

Для работы с такими детьми не было никаких учреждений, ребенка ждало будущее «овоща».

Чем мы хуже Пскова?

Сыну Натальи, как и многим подобным детям, изначально ставили диагноз «глухота», и только в пять лет, когда многие возможности для развития были потеряны, диагностировали аутизм. За последние годы, благодаря инициативе родителей, в Хабаровске появились специальные коррекционные группы для детей с подобными проблемами (детсад №77), классы в школе-интернате №5, службы ранней помощи, работает проект летнего отдыха на море.

Но проблем по-прежнему много — начиная с ранней диагностики и заканчивая правовой базой и подготовкой специалистов для работы с такими детьми, — говорит Наталья.

Предполагается, что аутизмом в крае страдает от 700 до 1700 детей и подростков (по статистике — каждый из 150–160 новорожденных).

Но точно эту цифру установить сложно, потому что многие родители не оформляют детям инвалидность, скрывают этот диагноз, выдают его за другие болезни и т. д. — пояснила психотерапевт краевого центра психотерапии Елена Романова. — В целом же по России аутистов по самым скромным подсчетам не менее 150 тысяч. И это больше, чем изолированная глухота и слепота вместе взятые, детская онкология, сахарный диабет и синдром Дауна.

Однако даже у тех учреждений, что оказывают в настоящее время помощь аутичным детям, проблем предостаточно.

Со следующего года наш центр реабилитации детей до 3,5 лет вообще могут закрыть, — пояснила Ольги Путилина, главврач детской больницы №9. — Нас проинформировали, что психологи и логопеды, которые у нас занимаются с детьми, относятся к сфере образования, а вовсе не медицины…
Есть трудности и у школы-интерната №5.

Мы работаем с аутичными детьми с 2004 года, — рассказала директор Ольга Степанова. — Основная наша проблема — нехватка помещений и знаний у специалистов. Недавно мы написали служебные записки министру образования Базилевскому, чтобы наших сотрудников отправили на обучение в Псков, где работает специализированный центр по работе с аутистами. Но вопрос еще в том, что родители хотят получать от нас услуги, как в подобном центре, но ведь мы — только обучающее заведение! Были бы помещения и знания, тогда на нашей базе можно было бы сделать и такой центр, как в Пскове…

Не обольщайтесь?

Вопрос о необходимости создания в Хабаровске центра лечебной педагогики (ЦЛП) — был одним из основных на круглом столе.

Дело в том, что некоторым детям, моему сыну в том числе, уже не нужно то обучение, которое дают в школе, им нужно идти дальше, — заметила Наталья Евтеева. — Так зачем же государству тратить деньги впустую? Им нужно уже не обучение, а социализация. А поскольку динамика развития у детей очень хорошая, представляете, какие могут быть результаты, если с ними правильно заниматься и дальше?!

Однако, как заметила начальник отдела Минобразования края Юлия Зотова, пока можно говорить лишь о создании центра лечебной педагогики как структуры.

О создании центра как полноценного учреждения пока речи не идет — это вопрос минимум двух лет. Нужно смотреть на вещи реально.

О проблемах подготовки специалистов, которые могли бы работать в подобном центре, рассказала декан факультета специальной педагогики и психологии ДВГГУ Любовь Блинова.

Думаю, многие даже не в курсе, что есть такой факультет. У нас же постоянно была проблема — куда отправить на практику студентов? Думаю, если начнем взаимодействовать с общественными организациями, занимающимися проблемами детей-инвалидов, и родителями, только тогда мы сможем подготовить нужных специалистов.

А мне кажется, что помимо проблемы детей-инвалидов, нужно еще поднять вопрос о занятости их матерей, — высказал мнение депутат краевой думы Сергей Ящук. — Потому что таким образом у нас выпадает из нормальной жизни уже два человека. Можно, например, делать из них педагогов…

У нас уже есть подобный опыт, — согласилась директор школы- интерната №5 Ольга Степанова. — В нашей школе сейчас работают две такие мамочки.

А председатель попечительского совета этой же школы Лариса Цвид призналась, что, как родитель ребенка-аутиста, была очень удивлена пониманием обсуждаемой на круглом столе проблемы со стороны специалистов.

Я, наконец, поняла, в чем наша проблема: нет раннего диагносцирования. Из-за этого у большинства людей создавалось впечатление, что аутизм — проблема крайне редкая. Ну, сколько в крае аутистов — три, пять? А, может, вообще один Евтеев, поскольку Наталья одна бегала и всего добивалась… А если есть понимание проблемы, то можно надеяться и на ее решение. Однако депутат Сергей Ящук «под занавес» круглого стола немного остудил радость родителей и общественных организаций.

Не обольщайтесь. Наша российская действительность отлична от других. По отдельности мы все молодцы, а когда все вместе, ничего у нас почему-то не получается. Думаю, вы должны не только объединиться, но и взять под контроль все службы, которые получают зарплату за то, что должны заниматься вашими проблемами…

На что специалист одной из таких служб — отдела по проблемам семьи и детей Минсоцзащиты края Раиса Велик заметила, что в будущем году на инициативы общественных организаций будет выделено 3,5 миллиона рублей.

Также сегодня я получила бумагу из Москвы на исполнение: подготовить предложения по сопровождению семей с детьми- инвалидами…

А начальник отдела Минсоцзащиты Елена Грень пообещала, что с 2012 года также будут выделены средства на оснащение и техническую базу учреждений социальной направленности… По результатам круглого стола было принято решение подготовить обращение к министру образования Александру Базилевскому с просьбой о создании с 1 сентября 2011 года на базе школы- интерната №5 начального варианта центра лечебной педагогики.

Татьяна Владина.

Справка

Аутизм — тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, нарушается способность к социальному взаимодействию. Во всем мире от аутизма страдает 67 млн. человек. Медицинского способа обнаружения и лечения аутизма не существует, но ранняя диагностика и незамедлительное вмешательство могут значительно улучшить последствия.