Почему «Вербатон» остался без первоклашек.

Тихоокеанская звезда №178, 23 сентября 2010

Новый учебный год для Кирилла Болясова, ученика второго класса хабаровского МОУ «Верботон», начался совсем не празднично: на торжественной линейке родителям школьников объявили, что их скоро переведут в школу № 68, она находится рядом, буквально в двух шагах.

Если бы это произошло в обычной школе, наверное, и тогда родители ощутили бы тревогу за своих детей: для чего им в начале учебного года куда-то переезжать, даже всего лишь через дорогу. Но проблема в том, что «Верботон» — не совсем обычное учреждение. Кроме детского сада, в нем располагается еще и начальная школа, а среди учеников «Верботона» более 80 детей с нарушениями слуха и речи.

У истоков «Верботона» стояла общественная организация поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «Аридонс», которая обращалась к тогдашнему губернатору Хабаровского края Виктору Ишаеву за поддержкой и получила финансовую помощь на открытие данного инновационного центра (120 тысяч долларов).

В 90-х годах мы привезли из Хорватии уникальный верботональный метод, — объясняет президент «Аридонса» Вера Переверзева. — В Загребе был накоплен огромный практический опыт реабилитации детей с тяжелыми нарушениями слуха и речи, мы старались внедрить методику профессора Младена Ловрича.

После детского сада дети переходили в начальную школу. Здесь они получали достаточную индивидуальную подготовку для того, чтобы безболезненно начать учиться в пятом классе обычной школы. Многим была сделана операция по вживлению колерного имплантата.

Так случилось и с Кириллом Болясовым: полтора года назад ему сделали операцию и теперь он заново учится говорить. Чтобы попасть в «Верботон», его семья специально переехала в Хабаровск из Амурска, когда мальчику было всего три года. Сейчас еще 16 детей ожидают операции по вживлению имплантата.

Кроме глухих и слабослышащих детей, в «Верботоне» занимаются более 50 слышащих детей, но с нарушением речи. Один из них — Женя Карелов, у которого врачи определили задержку речевого развития из-за четырех операций, сделанных в очень раннем возрасте.

В любой другой школе Женя ходил бы в двоечниках, — говорит мама Жени Наталья Карелова. — В «Верботоне» он заговорил, начал заучивать стихи наизусть, петь. Все это было достигнуто благодаря индивидуальным занятиям со специалистами.

Сейчас среди родителей ходят слухи, что вместо трех классов (набора в первый класс в этом году не было) в «Верботоне» откроют три дополнительные коррекционные группы для детского сада. Отдавать детей в обычную школу не хотят, боятся, что дети не смогут учиться среди здоровых, их будут обижать. Куда же денутся ученики начальной школы «Верботона»?

Начальную школу «Верботона» не закроют, — объясняет начальник управления образования г. Хабаровска Ольга Тен. — Все дети, которые учатся сейчас во втором, третьем и четвертом классах, спокойно доучатся до конца, а в пятом классе пойдут в обычную школу.

Совсем другое дело с первым классом: как считают в управлении образования Хабаровска, начальная школа «Верботоне» недостаточно оборудована (нет, к примеру, отдельного спортивного зала). Сейчас появились новые технологии, которые детям просто необходимы. Поэтому всех, кого набрали в первый класс «Верботона», отправили в школу «Открытие». Так же предполагается делать и в Дальнейшем.

После вживления колерного имплантата дети начинают говорить, — объясняет Ольга Тен.

В этот период им нужно общаться со слышащими сверстниками в обычной школе.

Как рассказала педагог — дефектолог школы Светлана Крегель, после операции нужно время для реабилитации.

Имплантат дает возможность слышать, но не говорить, ведь все эти годы ребенок оставался глухим и не знал, какими должны быть звуки. Разговорной речи его обучают на реабилитационных занятиях, которые обязательно следуют за операцией. В «Верботоне» все это предусмотрено, а в обычной школе будут ли педагоги индивидуально заниматься с детьми, которые совсем недавно начали слышать?

А родителей, в свою очередь, волнует вопрос: будут ли в обычной школе созданы условия для организации индивидуальной работы по реабилитации детей с нарушением слуха?