Адрес надежды

Образ жизни, сентября 2011

«Центр абилитации детей раннего возраста» — вывеска на доме № 82 по улице Союзной. Описка? Наверное, реабилитации? Но нет, это не ошибка. Реабилитация — восстановление утраченных способностей з в результате болезни. А если ножки малыша так и не сделали свой первый шаг, ручка не держит любимую игрушку, а слово «мама» — единственное, что удалось произнести за первые годы жизни, то таких детей нужно; этим, казалось бы, обычным вещам с самого на терпеливо и с любовью. Это и есть абилитация.

Центр абилитации был открыт на базе 9-й детской городской больницы в январе 2006 года в рамках проектов по программе оказания ранней помощи детям в возрасте от рождения до 3,5 лет. О его работе, настоящем и планах на будущее нам рассказала Елена Михайловна Лазарева, заведущая «Центра абилитаци детей раннего возраста.

Елена Михайловна, что подразумевается под термином „ранняя помощь“, с какого возраста она должна оказываться?

— Начиная с родильного дома. Первый год жизни малыша — самый важный, в это время закладываются основы его будущего развития, и именно в это время можно заметить и скорректировать отклонения в здоровье, если они есть. У детей, которые не получили такую помощь вовремя, впоследствии наблюдаются более тяжелые нарушения, чем могли бы быть.

С какими заболеваниями приходят к вам дети?

— Сразу подчеркну: мы не лечим заболевания, мы корректируем нарушения, которые ими вызваны. Например, детский церебральный паралич (ДЦП) приводит, прежде всего, к нарушениям двигательным, познавательным, речевым, задержке психического развития. Слепота влечет за собой практически те же проблемы. Не менее серьезные нарушения провоцируют перенесенные в раннем возрасте менингоэнцефалит, синдром Дауна, аутизм, да тот же сахарный диабет… А бывает, что видимых предпосылок нет, а ребенок не разговаривает — с этим тоже приходят к нам.

Какие специалисты работают в вашем центре?

— Логопед, педиатр, невролог, психолог, специалист по ЛФК. Но самое главное — все они в штате, а значит, работают постоянно. Столько специалистов в одном центре — это большая удача для наших малышей. А еще очень здорово то, что все наши доктора работают слаженной командой: логопед, к примеру, на своих занятиях может заметить проблемы в развитии и порекомендовать наблюдение у невролога, а невролог — обнаружить психологические проблемы. Работая в таком тесном содружестве, мы стараемся максимально помочь каждому малышу.

И каждому родителю? Ведь зачастую они не меньше детей нуждаются в поддержке…

— Узнать, что твой ребенок — инвалид — тяжелое испытание. И с этим нужно жить день за днем, год за годом. И, что немаловажно, жить полноценной жизнью! От настроя родителей во многом зависит результат нашего лечения. Поэтому один из главных этапов работы — психологическая поддержка и сопровождение семьи. Наша задача — сделать родителей частью команды, ассистентами врачей. Впрочем, многих родителей даже ассистентами язык назвать не поворачивается: они порой больше нас знают, нам впору у них консультироваться! Поддерживают друг друга, создают целые объединения. Это очень правильно — не ждать помощи а действовать самим.

Я говорю родителям: „Подумайте почему ваш малыш выбрал именно вас“? В ответ — удивление, они не ожидают такого поворота. „Он решил, что вы станете его мамой и папой. Потому что именно вы можете помочь ему вырасти счастливым. Нам ничего не дается сверх того, что мы можем вынести“. И знаете, часто после таких разговоров родители начинают гордиться тем, что у них такой ребенок!

Дети попадают к вам, когда поставлен диагноз и нарушения — налицо. Но бывает, что никаких показаний нет, но родители чувствуют: что-то идет не так. Могут ли они прийти к вам на консультацию?

— И такое бывает. Семья может обратиться к нам как по направлению специалистов здравоохранения, образования и социальной службы, так и самостоятельно. У нас наблюдаются три группы малышей. Первая — те, у кого есть нарушения в развитии, мы с ними работаем очень плотно. Вторая — группа риска, в нее входят дети, у которых на данный момент нет нарушений, но они возможны. С ними ведется профилактическая работа, мы даем рекомендации родителям и наблюдаем их детей до года. Если все идет нормально — отпускаем, а если же намечается какое-то нарушение — наша задача его заметить и подкорректировать. И третья группа — это семьи, которым оказывается консультативная помощь. Мы отвечаем на вопросы родителей по воспитанию ребенка и развитию у него каких-либо навыков. Например, как научить его кушать самостоятельно, как подготовиться к детскому саду и т. д.

С чего начинается абилитация?

— Всегда с первичного приема. Как правило, его ведут два специалиста — педиатр и психолог или специалист по коммуникации. Цель первичного приема — выяснить, нуждается ли ребенок и его родители в помощи, собрать все данные о семье, оценить соматическое здоровье, провести первичную оценку слуха, зрения, двигательного, коммуникативного, познавательного и эмоционального развития малыша, характер взаимоотношений с родителями. Например, распространенная ситуация: ребенок не говорит. Выясняем, что при рождении у малыша была гипоксия. Предпосылка? Очень может быть. В процессе разговора выясняется, что и папа ребенка поздно заговорил. Вот вам фактор номер два. И когда все данные собраны, начинается серьезная работа. Для начала мы проводим углубленную оценку уровня развития ребенка, затем пишем программу для каждого малыша, подробную и исключительно индивидуальную. Ведь даже одно и то же упражнение для каждого ребенка может быть разным: кому-то необходимо удержать взгляд на игрушке 10 секунд, а для кого-то и 3 секунды — уже маленькая победа. И так день за днем, быстрых результатов не будет, поэтому — терпение и еще раз терпение.

Какие занятия практикуются в вашем центре — групповые или индивидуальные?

— И те, и другие. Конечно, если мы объединяем малышей, то по одному показанию. Например, в группу с двигательными нарушениями или коммуникативную группу. Однако чаще ребенок посещает и индивидуальные занятия, и групповые, да еще и родители занимаются в родительском клубе. Кроме того, в процессе работы мы постоянно разрабатываем и применяем новые методы. Не секрет, что поход в детский сад для многих детей оборачивается неврозами, повышенной тревожностью. Для таких малышей родилась новая дисциплина — сказкотерапия. Большой популярностью пользуется и арттерапия — через совместное детско-родительское творчество уходят многие проблемы.

Родители занимаются вместе с детьми?

— Конечно, все вместе ползаем, дурачимся, учимся. Учим мам понимать своих малышей. Одно дело, когда занятие ведет незнакомая тетенька, и совсем другое, когда рядом родные мамины руки, которые поддержат и обнимут. Особенно на пользу такие совместные занятия мамам с послеродовой депрессией. Для них это лучшая терапия. Как я уже говорила, у нас работает родительский клуб. Там мы обсуждаем насущные родительские проблемы. Последняя актуальная тема — высаживание на горшок. Памперсы сделали свое дело, теперь в каждой семье приучение ребенка к горшку стало целой проблемой. Очень наши родители любят сенсорную комнату.

Что это такое, расскажите.

— Это наша гордость! Мы ее придумали сами, а помогли нам с ее воплощением наши спонсоры. Это комната для релакса: фонтан с фиброоптическими волокнами, проекторы визуальных эффектов, вибрирующие колонны, зеркальный шар со световой пушкой, звездное небо над головой, водопад, звуки природы, насыщенный ионами горный воздух… Вроде бы просто красивое и приятное место, но каждый элемент здесь оказывает определенное воздействие на тактильные, зрительные, слуховые и даже вкусовые ощущения. Многие верят в чуть ли не волшебные свойства этой комнаты! И в самом деле, иногда ее воздействие действительно похоже на чудо. Вот пример: приводят малыша на прием — 10 месяцев, риск ДЦП. Родители в панике — не ползает! Идем в сенсорную комнату, включаю определенные элементы — пополз! Один молчун у нас заговорил именно здесь.

Каждый такой случай — надежда для родителей.

А в целом, какие результаты наблюдаются в вашем центре?

-Замечательные результаты! Мы сами не ожидали, насколько быстро иногда идет улучшение. Очень хорошие результаты дают массаж и ЛФК, развивающие методики и, конечно, общение, общение и еще раз общение. Эмоциональная составляющая — главная. Наша задача — максимально развить задатки ребенка, раскрепостить его. Недавно пришел к нам незрячий малыш. Мало того, что не видит, так он еще как ежик весь — никого к себе не подпускал, дотрагиваться не давал, до истерики. Сначала мы его просто расслабляли, налаживали эмоциональный контакт. Сейчас ребенок общается с удовольствием. Потом начали дальше работать. Уже очки надели, хотя показана была только операция. Что это — чудо? Мозг ребенка настолько пластичен, что может выдавать и такие сюрпризы. Мы заставили его работать, а он нашел в себе ресурсы и выдал нам награду. Или другой случай: мальчик получил сильнейшие ожоги кипятком, и как следствие — развилась водобоязнь. Настолько, что не переносил даже каплю воды. Через полтора месяца занятий в нашем центре он уже плавал в бассейне. Особая гордость — наши „выпускники“. Формально мы работаем с детьми до 3,5 лет. Но разве можно потом не интересоваться судьбой ребенка? Они как родные уже, приходят сами. Когда ребенок с синдромом Дауна или аутизмом идет в обычный детский сад, да еще и становится лучшим в группе? Когда он идет в обычную школу? Это наша победа. Или когда родители незрячего малыша рассказывают, что родители сверстников им завидуют, говорят: „Вы вон сколько всего умеете“! Это наш результат. Или когда мамочка ко мне приходит и говорит: „Елена Михайловна, я поняла, это мои страхи мешают нам развиваться. Почему мой мальчик не любит гулять? Это же я его все время одергиваю: не ходи, не бегай, упадешь. Почему не ест сам? Это же я ему ложку не даю, сама кормлю“. Это тоже победа и результат! Еще одной победой считаю то, что все дети остаются в семье, причем полноценной, с мамой и папой. Конечно, бывают и неудачи, мы же не боги. Когда случай слишком тяжелый, а бывает, что и сами родители не готовы к трудной ежедневной работе.

Знаю, не так давно вы участвовали в проекте „Детство без границ“. Расскажите, что это за проект, для чего он нужен?

— Центр абилитации — это большая семья. Какие интересные у нас утренники новогодние проходят! Здесь мы общаемся на равных. Однако есть жизнь и за стенами центра, и с чем наши родители только не сталкиваются: с хамством, грубостью, непониманием и равнодушием. Неверное отношение к особым детям коренится очень глубоко, и мы решили попытаться изменить его. Показать, что наши дети – обычные и нормальные. Первым шагом стала фотовыставка „Детство без границ“. Фотограф Екатерина Дроздова первая с радостью подхватила эту идею: она недавно вернулась из Европы, где с удивлением наблюдала, насколько все продумано для инвалидов, и никто на них не глазеет, как у нас. Фотосессия оказалась эмоциональным прорывом для всех. Родители получили огромную поддержку и испытали гордость за своих детей, фотохудожники неповторимое общение с нашими солнечными детками. Думаю, проект удался. Представляете, звонит мне фотограф и с отчаянием говорит: „Елена Михайловна, не получается у меня ничего! На фото не видно, что мальчик незрячий“! А я отвечаю: „Так это здорово“! Это отношение к детям у нас в обществе незрячее и ненормальное.
А открытие выставки получилось, как встреча друзей, встреча большой семьи, что, собственно, так и есть, только начало, мы обязательно ( работать над тем, чтобы обратить внимание на наших детей, и главное изменить отношение к ним.

Где берете силы? Ведь это невероятно тяжело — каждый день сталкиваться с человеческим горем.

— У деток и беру. Соберутся они вместе, облепят тебя, зацелуют… я без них? Они такие эмоционально теплые, да и нельзя на такой работе н даваться, иначе зачем это всё? Я своих дочерей вырастила, старшая у нас в центре даже поработать успела, так что семья моя меня поддерживает. Кто-то удивляется: «Как так можно чужих детей бить? Возишься с ними, ползаешь, придумываешь все время что-то. Зачем»! Но если я могу это делать, то почему нет?

Беседовала Жанна Рукавишникова