МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Родителям детей с инвалидностью

Образ жизни, сентября 2011

Психотерапевт Павел Фролов:

— «Почему это случилось именно с моим ребенком?» — этот вопрос неизменно задают себе родители, когда в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями. Чувство несправедливости, жалость к себе и малышу растут с каждым днем. Мысли о том, что у других все хорошо, преследуют неотступно. Родители (чаще — мать) отказываются от всего, в буквальном смысле жертвуя собой, и замыкаются на больном ребенке. Попутно развивается страх, что малыш будет неправильно воспринят окружающими, над ним посмеются или оскорбят. Как следствие, мама и папа стараются максимально изолировать свое дитя от мира, а вместе с ним и себя. Они живут с ощущением постоянного несчастья, считая это естественным — как можно радоваться жизни, если случилось такое горе? В такой ситуации нередко распадаются браки: один из партнеров, как правило, муж, уходит из семьи, когда обстановка окончательно становится невыносимой.

Но зачем ставить знак равенства между ребенком с ограниченными возможностями и всеобщим крахом?! Более того, родители могут быть счастливыми сами и дать возможность радоваться жизни своему ребенку — не убогому, не ущербному, а просто особенному, иному. Вам кажется, что это невозможно? Возможно, но для этого нужно серьезно пересмотреть свое отношение к происходящему. И начать стоит с того, чтобы перестать обижаться на жизнь и смириться с необычностью своего сына или дочери. Конечно, если был бы выбор, то все были бы здоровы, но выбора нет. Ребенок таким родился или стал по воле обстоятельств, и этого не исправить. Так есть, и это и не хорошо, и не плохо, это просто его особенность. Индивидуальность есть у каждого, а у него она такая. Да, есть вещи, которые особый ребенок никогда не сможет делать, но, с другой стороны, есть и немало того, что будет ему по силам, особенно, если с ним заниматься. Ведь смириться с фактом необычности — не значит опустить руки и не предпринимать никакие попытки улучшить ситуацию. Все усилия родителей, связанные с развитием особого ребенка, будут вознаграждены — он продвинется дальше, хотя и не достигнет таких результатов, как здоровый. На это рассчитывать и не нужно. В любом случае, любыми, даже маленькими достижениями своего особенного ребенка родители могут по праву гордиться.

Но усилия, связанные с реабилитацией малыша и уходом за ним, не должны быть титаническими и носить жертвенный характер. Родителям стоит больше времени уделять себе, своим личным интересам и друг другу.

Только так можно перестать быть несчастными. Это нужно не только им самим, но и ребенку, который тонко чувствует происходящее. Если родители принесли себя в жертву, их сын или дочь будет жить с постоянным чувством вины, считая, что его существование — ужасно и несправедливо. Ребенок несчастных родителей просто не может не быть таким же несчастным.

Но мало принять своего особого ребенка как данность и перестать обижаться на судьбу — нужно еще и перестать фиксировать свое внимание на его отличии от окружающих. А это значит, что не нужно его стесняться и прятать — наоборот, стоит как можно лучше развивать сферу общения. Прекрасно, если ребенок пойдет учиться в обычную среднюю школу, предусматривающую возможность работы с особыми детьми. Так он скорее приобретет необходимые социальные навыки, и к нему тоже привыкнут и перестанут обращать внимание на непохожесть на других. Соответственно, он не будет чувствовать себя обделенным и лишенным чего-то важного. Выбор за вами: всю жизнь прятать своего ребенка, жалея себя и его, или дать ему возможность прожить жизнь по-настоящему, несмотря на его особенность.