Особые дети за границей

Презент «Образ жизни», 01 сентября 2011



В ШВЕЦИИ дети с инвалидностью, независимо от тяжести нарушений здоровья, живут только в семьях. Собственных либо приемных. Помощь им оказывают разветвленные сети социальной службы и службы образования. Каждый ребенок закреплен за реабилитационным центром. С ним индивидуально занимается целая команда специалистов: терапевт по двигательным нарушениям, психолог, логопед. Консультирует команду специалист в области детской неврологии и реабилитации.

К полутора-двум годам практически все шведские дети с инвалидностью начинают ходить в обычные детские сады по месту жительства. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно среди сверстников, к нему прикрепляют помощника. Помощников готовят все те же реабилитационные центры. Их учат общаться с ребенком, показывают, как пользоваться специальными устройствами, как приспособить мебель, чтобы ребенку было удобно играть.

Примерно такая же картина наблюдается в школах. Шведы не делят детей на «обучаемых» и «необучаемых». Только если у ребенка очень серьезные нарушения интеллекта, его помещают в специализированную школу.

Отдельная тема – всесторонняя помощь родителям таких детей. Шведские социальные работники помогают переоборудовать квартиру так, чтобы ребенку с ограниченными возможностями было удобно передвигаться. Предоставляют транспорт для ребенка-колясочника. Если у родителей возникает необходимость уехать, например, в отпуск, они могут пригласить сотрудника службы «освобождения». Эта служба создана для полноценной замены родителей на короткий срок.

В ВЕЛИКОБРИТАНИИ помощь детям с инвалидностью оказывают три группы организаций. Это частные владельцы домов, обеспечивающие уход за определенную плату; общественный сектор и местные власти, которые предоставляют большую часть социальных услуг.

Социальные службы оказывают помощь на дому, в дневных центрах, интернатах или дневных школах. В этих учреждениях детей с нарушениями интеллекта учат общаться со сверстниками, обучают правилам поведения в общественных местах. «Уроки» проводят в виде занимательных познавательных прогулок.
Для подростков с отставанием в умственном развитии функционируют центры профессиональной подготовки, а при госпиталях для особых детей работают отделения трудотерапии. Специалисты отделения – трудотерапевты – учат детей быть самостоятельными в повседневной жизни: стирать, готовить пищу, покупать продукты и прочее.

Социальный департамент в Великобритании предоставляет родителям необходимое оборудование взаймы, выделяет дотацию на приобретение нужных лекарств.

ВО ВЬЕТНАМЕ детей с инвалидностью с ранних лет вовлекают в реабилитационную агроэкономическую программу. Ее цель – обучить «колясочников» земледелию, изготовлению инструментов, содержанию ремонтных мастерских, кузниц, пчеловодству, шелководству. Всему тому, что поможет человеку с инвалидностью иметь стабильный заработок.

В США социальная работа с особыми детьми проводится комплексно, при участии целого ряда специалистов из различных областей знаний.

В зависимости от основных проблем ребенка, с ним и его матерью занимается специалист по двигательному развитию, или специалист по языковому и речевому развитию. Психологи проводят психологическое консультирование семьи ребенка. При необходимости проводится психотерапевтическая работа с родителями.

В штатах действует программа «Инклюжен», защищающая права ребенка с инвалидностью и его семьи. Ее основы были заложены «Реабилитационным Актом» и законом об обучении детей с инвалидностью в 1975 году. Программа «Инклюжен» подразумевает, что ребенок даже с выраженной умственной недостаточностью при синдроме Дауна может обучаться с нормальными детьми. Конечно, для него разрабатывается отдельная программа, состоящая из облегченных заданий. Огромную роль в успешности осуществления программы отводят учителям и социальным педагогам. В США не отказываются и от специальных школ, но помещение туда ребенка осуществляется лишь в крайних случаях.

В 80 е годы ХХ века в США начался массовый процесс постройки новых зданий и перестройки старых с учетом потребностей различных категорий людей с инвалидностью. Для этих целей правительством выделялись дополнительные финансовые средства. И в то же время налагались жесткие санкции за нарушение принятых стандартов. Для изменения у граждан отношения к людям с ограниченными возможностями, в средствах массовой информации проводилась продуманная кампания, разработанная психологами и другими специалистами.

За рубежом отказ от детей, как больных, так и здоровых, – нонсенс. Но даже если родители не желают воспитывать своего ребенка, его определяют в фостерную (приёмную) семью, вне зависимости от диагноза.

В России в 2008 году было усыновлено 238 детей с инвалидностью. Из них нашими согражданами – всего лишь 26. Остальных детей приняли семьи из разных стран:
США – 97,
Испания – 37,
Италия – 35,
Германия – 21,
Франция – 10,
Финляндия – 4,
Ирландия – 2,
Израиль – 2,
Канада – 2,
Бельгия – 2.

СЛОВО СПЕЦИАЛИСТА

Вице-президент Хабаровской общественной организации поддержки и реабилитации детей с инвалидностью «Аридонс», Татьяна Фомичева:

В мае этого года мне довелось лично увидеть американскую программу «Инклюжн» в действии. В городе Харисбурге штата Пенсильвания мы с коллегами из разных городов делились опытом с местными социальными организациями.

В США именно специализированные фонды и некоммерческие организации осуществляют значительную часть услуг, положенных ребенку с инвалидностью по закону. Финансирует и контролирует выполнение этих услуг государство.

Социальные службы занимаются медицинским обслуживанием, выплатой пособий и компенсаций, организацией жилищно-бытовых условий, доставкой в учебные заведения и организацией досуга детей с инвалидностью. В рамках реабилитационной программы для всех детей разрабатываются индивидуальные программы, как медицинские, так и образовательные. Если по проблеме ребенка не находится узкого специалиста, работников из социальных служб направляют на специальное обучение.
До 21 года ребёнок с инвалидностью получает знания в сфере жизненных и бытовых навыков. По желанию родителей посещает детский сад. В пять лет он приходит учиться в обычную общеобразовательную школу. Если ребенку в детском саду и школе необходима помощь, к нему прикрепляют социального работника. Например, если ребенок с инвалидностью по слуху не имеет слуховых имплантов, с ним на все занятия ходит сурдопереводчик.

Все классы, где обучаются особые дети, оборудованы специальной мебелью. Больные диабетом делают инсулиновые инъекции в медицинских кабинетах под присмотром медработников.

Если ребенок не может посещать учебные учреждения, используется такой вид социального обслуживания, как надомные услуги.



После школы дети с инвалидностью, не желающие оставаться в семье (своей или приемной) могут переехать в отдельную квартиру, предоставленную государством на праве социального найма. За каждым подъездом в доме, где проживают люди с инвалидностью, прикрепляются социальные работники. Человека, неспособного самостоятельно передвигаться и обслуживать себя, могут поселить в дома совместного проживания. Это обычный дом с тремя комнатами, оборудованными для трех тяжелых больных. За каждую комнату отвечает отдельный представитель социальной службы. И даже для таких тяжелобольных людей организуют культурно-массовые мероприятия, возят в музей, кино, театры и т. д.

После получения образования детям с инвалидностью назначают государственную пенсию, часть которой они отчисляют социальной службе, с которой сотрудничают. Молодым людям с сохранным интеллектом социальные органы помогают в поиске работы.

В целом, могу сказать: люди с ограниченными возможностями в штатах не чувствуют себя изгоями. Безбарьерное пространство (пандусы, парковки, эскалаторы, лифты для колясочников и прочее) строго регламентировано законом. Но самое главное: американцы не считают, что человек с инвалидностью имеет какие-то ограниченные способности. По их мнению, они сами ограничены по отношению к человеку с инвалидностью, если не знают, как правильно с ним общаться, как и когда оказать необходимую помощь. Американцы стремятся создать такие условия, чтобы каждый человек чувствовал себя комфортно, свободно и мог вести самостоятельный образ жизни, не являясь обузой для семьи и общества.