Особые дети за границейПрезент «Образ жизни», 01 сентября 2011
К полутора-двум годам практически все шведские дети с инвалидностью начинают ходить в обычные детские сады по месту жительства. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно среди сверстников, к нему прикрепляют помощника. Помощников готовят все те же реабилитационные центры. Их учат общаться с ребенком, показывают, как пользоваться специальными устройствами, как приспособить мебель, чтобы ребенку было удобно играть. Примерно такая же картина наблюдается в школах. Шведы не делят детей на «обучаемых» и «необучаемых». Только если у ребенка очень серьезные нарушения интеллекта, его помещают в специализированную школу. Отдельная тема – всесторонняя помощь родителям таких детей. Шведские социальные работники помогают переоборудовать квартиру так, чтобы ребенку с ограниченными возможностями было удобно передвигаться. Предоставляют транспорт для ребенка-колясочника. Если у родителей возникает необходимость уехать, например, в отпуск, они могут пригласить сотрудника службы «освобождения». Эта служба создана для полноценной замены родителей на короткий срок. В ВЕЛИКОБРИТАНИИ помощь детям с инвалидностью оказывают три группы организаций. Это частные владельцы домов, обеспечивающие уход за определенную плату; общественный сектор и местные власти, которые предоставляют большую часть социальных услуг. Социальные службы оказывают помощь на дому, в дневных центрах, интернатах или дневных школах. В этих учреждениях детей с нарушениями интеллекта учат общаться со сверстниками, обучают правилам поведения в общественных местах. «Уроки» проводят в виде занимательных познавательных прогулок. Социальный департамент в Великобритании предоставляет родителям необходимое оборудование взаймы, выделяет дотацию на приобретение нужных лекарств. ВО ВЬЕТНАМЕ детей с инвалидностью с ранних лет вовлекают в реабилитационную агроэкономическую программу. Ее цель – обучить «колясочников» земледелию, изготовлению инструментов, содержанию ремонтных мастерских, кузниц, пчеловодству, шелководству. Всему тому, что поможет человеку с инвалидностью иметь стабильный заработок. В США социальная работа с особыми детьми проводится комплексно, при участии целого ряда специалистов из различных областей знаний. В зависимости от основных проблем ребенка, с ним и его матерью занимается специалист по двигательному развитию, или специалист по языковому и речевому развитию. Психологи проводят психологическое консультирование семьи ребенка. При необходимости проводится психотерапевтическая работа с родителями. В штатах действует программа «Инклюжен», защищающая права ребенка с инвалидностью и его семьи. Ее основы были заложены «Реабилитационным Актом» и законом об обучении детей с инвалидностью в 1975 году. Программа «Инклюжен» подразумевает, что ребенок даже с выраженной умственной недостаточностью при синдроме Дауна может обучаться с нормальными детьми. Конечно, для него разрабатывается отдельная программа, состоящая из облегченных заданий. Огромную роль в успешности осуществления программы отводят учителям и социальным педагогам. В США не отказываются и от специальных школ, но помещение туда ребенка осуществляется лишь в крайних случаях. В 80 е годы ХХ века в США начался массовый процесс постройки новых зданий и перестройки старых с учетом потребностей различных категорий людей с инвалидностью. Для этих целей правительством выделялись дополнительные финансовые средства. И в то же время налагались жесткие санкции за нарушение принятых стандартов. Для изменения у граждан отношения к людям с ограниченными возможностями, в средствах массовой информации проводилась продуманная кампания, разработанная психологами и другими специалистами. За рубежом отказ от детей, как больных, так и здоровых, – нонсенс. Но даже если родители не желают воспитывать своего ребенка, его определяют в фостерную (приёмную) семью, вне зависимости от диагноза. В России в 2008 году было усыновлено 238 детей с инвалидностью. Из них нашими согражданами – всего лишь 26. Остальных детей приняли семьи из разных стран: СЛОВО СПЕЦИАЛИСТАВице-президент Хабаровской общественной организации поддержки и реабилитации детей с инвалидностью «Аридонс», Татьяна Фомичева: В мае этого года мне довелось лично увидеть американскую программу «Инклюжн» в действии. В городе Харисбурге штата Пенсильвания мы с коллегами из разных городов делились опытом с местными социальными организациями. В США именно специализированные фонды и некоммерческие организации осуществляют значительную часть услуг, положенных ребенку с инвалидностью по закону. Финансирует и контролирует выполнение этих услуг государство. Социальные службы занимаются медицинским обслуживанием, выплатой пособий и компенсаций, организацией жилищно-бытовых условий, доставкой в учебные заведения и организацией досуга детей с инвалидностью. В рамках реабилитационной программы для всех детей разрабатываются индивидуальные программы, как медицинские, так и образовательные. Если по проблеме ребенка не находится узкого специалиста, работников из социальных служб направляют на специальное обучение. Все классы, где обучаются особые дети, оборудованы специальной мебелью. Больные диабетом делают инсулиновые инъекции в медицинских кабинетах под присмотром медработников. Если ребенок не может посещать учебные учреждения, используется такой вид социального обслуживания, как надомные услуги.
После получения образования детям с инвалидностью назначают государственную пенсию, часть которой они отчисляют социальной службе, с которой сотрудничают. Молодым людям с сохранным интеллектом социальные органы помогают в поиске работы. В целом, могу сказать: люди с ограниченными возможностями в штатах не чувствуют себя изгоями. Безбарьерное пространство (пандусы, парковки, эскалаторы, лифты для колясочников и прочее) строго регламентировано законом. Но самое главное: американцы не считают, что человек с инвалидностью имеет какие-то ограниченные способности. По их мнению, они сами ограничены по отношению к человеку с инвалидностью, если не знают, как правильно с ним общаться, как и когда оказать необходимую помощь. Американцы стремятся создать такие условия, чтобы каждый человек чувствовал себя комфортно, свободно и мог вести самостоятельный образ жизни, не являясь обузой для семьи и общества. |
© 2011 «Аридонс» |