«Нереальные» уроки

Аиф, №8 (886), 23 февраля 2011

Особенные занятия должны вести особенные люди

Утро понедельника. Мы подъезжаем к школе села Корсаково: три машины, десять человек, двое – на инвалидных колясках. На сегодня здесь запланированы уроки доброты, или иначе – уроки толерантности. И вести их будут люди с физическими особенностями.


Уроки доброты проводятся общественной организацией «Аридонс» в школах и училищах Хабаровска уже третий год. Тем удивительнее был недавний отказ Минсоцзащиты края финансировать данный проект по причине… его «нереальности».

Школа – не для инвалидов?


В 2009 году в Хабаровск приехали представители московской общественной организации «Перспектива».


— Им порекомендовали нас, они предложили эту идею, — рассказывает Татьяна Фомичева, курирующая проект «Уроки толерантности». – Мы написали проект, и выиграли небольшой грант. Деньги тогда были американские.
Первой на идею отозвалась 68-я школа.


— Наша организация уже тогда стала заниматься продвижением темы инклюзивного образования (это когда дети с физическими ограничениями учатся в обычных школах, а не в специнтернатах), и уроки доброты стали частью этой работы. Цель проекта – донести до школьников и учителей, что совместное обучение пойдет на пользу не только детям с ограничениями, но и обычным детям, поможет им стать добрее, научит толерантности к тем, кто отличается от них самих.


В 2010 году уроки доброты проводились уже в трех школах, основная часть – с 50-м лицеем. Вся работа также шла за счет все тех же маленьких грантов.


— Но в прошлом году нам удалось получить грант от общественной палаты при президенте РФ. Мы получили 800 тысяч рублей на год работы и должны охватить за это время 800 учащихся. Одновременно с подачей заявки на грант в общественную палату, попробовали найти поддержку и в крае. Но в краевом минсоцзащиты во время отбора проектов для финансирования сказали, что наш проект – это что-то нереальное. И вообще, мол, уроки должны проводить учителя, а не инвалиды. Это притом, что мы проводим свои уроки уже третий год!..


С ноября прошлого года заявки на проведение уроков доброты стали поступать не только от школ города, но и от ПТУ, и из пригородных поселков. Причем, уроки проводятся не после школьных занятий, а вместо некоторых из них.


— Руководство школ идет на это, поскольку понимает значимость нашего проекта. Иначе бы и не приглашали нас. Иногда, конечно, все это тяжело физически (в городе есть только один микроавтобус, специализированный для перевозки колясочников, и тот на ремонте), но все трудности окупаются результатом. Скажем, приехали в ПТУ, на крыльце стоят мальчишки, курят, прошу их помочь занести в помещение коляску с человеком. Они так недоверчиво, бочком, но помогают. Зато после нашего урока они уже наперегонки хватают эту коляску с Элей, и несут чуть ли не над головами!

Кому это нужно?


Эля передвигается на коляске уже 30 лет. И уроки доброты стала вести одной из первых.


— Но, знаешь, — говорит она. – Все равно трясусь от страха перед каждым уроком…


По плану в Корсаковской школе нужно провести уроки в четырех классах: два дня по одному уроку, на третий день – фильм. На каждый из классов – тот, кто ведет урок, плюс двое волонтеров (студентки педуниверситета). Они раздают каждому бэджик, где ребята пишут свое имя – чтобы новому учителю было легче общаться.


Я сажусь на последнюю парту в классе, где урок будет вести Эля. Ей, как самой опытной, «дали» старших – седьмой и восьмой классы собрали в одном кабинете. Я смотрю на этих не совсем уже детей, и мне становится немного не по себе: вдруг они вообще откажутся ее слушать?!


Тем не менее, все послушно пишут на бэйджах свои имена, цепляют их к одежде. А чуть позже, к моему удивлению, довольно быстро идут на контакт, вызываются участвовать в экспериментах: походить между партами с завязанными глазами, чтобы представить себя на месте слепого человека, или попробовать одеть куртку, помогая себе лишь одной рукой, представляя, что второй у тебя просто нет…


Порой Эля произносит слова, которые ребята вряд ли понимают: толерантность, «безбарьерка».


— Ничего, завтра расскажу уже поподробнее, — говорит она после урока. – Сегодня, конечно, не все успела. Время так быстро бежит: только вроде урок начался, раз – и звонок уже!


Оксана, она тоже на коляске, вела урок первый раз. Признается, что тоже страшно волновалась, и порой не знала, что говорить дальше.


— Но ничего, это же первый раз, — говорит она. – Потренируюсь немного, и все хорошо пойдет. Очень хочу и дальше этим заниматься: хоть и волновалась, но все равно мне понравилось!


Таня говорит, что положительный результат от уроков доброты – не только реакция детей, но и то, как это вдохновляют самих новоиспеченных «учителей».


— Они такие воодушевленные всегда после уроков! На самом деле, им это нужно не меньше, чем детям.

Отличаешься? Получай!

Помимо колясочников, уроки в Корсаково вели девушки-студентки с сахарным диабетом. Хотя тут, казалось бы, какие проблемы – такие люди с виду ничем не отличаются от здоровых. И на первый взгляд, у детей с диабетом в школах особых трудностей быть не должно.
- Но это только на первый взгляд, — говорит Таня. – К нам, например, обращалась мама девочки, которой совсем недавно поставили диагноз «сахарный диабет». Ее одноклассники узнали об этом, стали смеяться над ней, ломать шприцы. В итоге, ребенок стал отказываться соблюдать режим: подкалываться во время, подъедать. Результат: ей постоянно становится плохо на уроках.


А если кто не в курсе, «становится плохо» для диабетика – это не просто, к примеру, заболела голова или живот. При несоблюдении режима и диеты человек вполне может впасть в кому.

Так что, все достаточно серьезно. Из-за поведения одноклассников, у девочки период отрицания болезни проходит довольно тяжело. И неизвестно, до чего может дойти. А отнесись они с пониманием, многих проблем можно было бы избежать.


Последнее время после проведенных уроков Таня стала собирать отзывы от ребят.


— Причем, делаю это не столько ради проекта, сколько, что называется «для себя». Интересно ведь, как сами дети воспринимают наши уроки. И могу сказать, что где бы мы не проводили занятия – будь то школа, ПТУ или престижный лицей – везде результат один и тот же.

Вот некоторые из этих отзывов об уроках доброты и о людях с ограниченными возможностями:


«Им не так легко, как нам».

«Инвалид – это не отброс, и не аномалия, а обычный человек, с такими же мыслями, проблемами, радостями».
«Физические проблемы не ограничивают ничего!»
«Я узнал, что не только у людей с патологиями рождаются дети-инвалиды, но и у здоровых людей».
«Я научилась воспринимать таких людей нормально, и не проходить мимо, когда им нужна помощь».

«Люди-инвалиды имеют право жить и учиться среди обычных людей».

«Мы должны уважать всех, кто нас окружает, независимо от того, кто они».

«И не следует смотреть на них пристально или показывать пальцем. Они такие же, как мы»…


P.S.: В ноябре этого года деньги, выделенные общественной палатой на проект «Уроки толерантности», закончатся. Будем надеяться, что к тому времени в министерстве соцзащиты края поймут: некоторые уроки могут вести не только учителя. И результат таких занятий абсолютно реален.

Татьяна Владина,