Сделай сам?

АИФ «Дальинформ», 06.07.2011г., 06 июля 2011


Ученики школы-интерната №5


Жаловаться на жизнь – наша, можно сказать, национальная особенность. А еще на государство – за то, что эта самая жизнь у нас вовсе не сказка.


— Три года назад мы тоже думали, что без финансовой и организационной помощи государственных органов не сможем сдвинуться с места, — признается Наталья Евтеева. – А сегодня мы собственными силами сделали проект, который поможет государственным структурам осуществлять функции, определенные им законом.

Необучаемые?


Наталья Евтеева – мать ребенка-аутиста и руководитель общественной организации «Реальная помощь». За время работы организации в Хабаровске появился сначала детский сад, а потом и школа для детей-аутистов, которые ранее считались необучаемыми.


— К счастью, законы в нашей стране постепенно меняются, и теперь термин «необучаемый» считается некорректным. А раз наши дети относятся к категории обучаемых, значит, они имеют право не только на обучение в специализированных школах и интернатах, но и на начальное профессиональное образование.


Три года назад, когда старшим детям, обучавшимся в школе-интернате №5, было уже по 12–13 лет, их родители начали потихоньку паниковать: всю жизнь ребенка в школе не продержишь, нужно двигаться дальше. А что делать, если дальше двигаться просто некуда?


— Мы тогда собрали наш первый круглый стол, посвященный проблемам детей с аутизмом, пригласили специалистов, чиновников, депутатов. Мы осознавали, в чем наша проблема, представляли примерно, что можно сделать, но совершенно не понимали – как и на какие деньги. И я очень хорошо помню, как депутат краевой думы Людмила Сергеевна Перкулимова встала и сказала: чего, мол, вы ждете, почему не начинаете делать что-то сами?
Тогда, по словам Натальи, эти слова показались ей странными.


— Меня даже как-то задело. И детский сад, и интернат мы пробивали сами, но это все-таки государственные учреждения, сами бы мы их никогда не открыли. Поэтому я не совсем представляла, как можно открыть без помощи чиновников профессиональные мастерские для наших детей?


Однако, через какое-то время возникла идея создать при интернате попечительский совет. Что, собственно, стало началом пути.


— Нашлись инициативные родители, появилась связка с моей организацией и директором школы, где учатся наши дети. А сообща мы могли уже начать думать над проектом. Ольга Васильевна, директор нашей школы, сказала, что если мы найдем средства, она готова выделить две небольших комнаты под наши будущие кулинарные мастерские.


Правда, помещения, в которых предполагалось обучать детей профессиональным навыкам, были в жутком состоянии.


— Там огромные окна и всегда стоял дикий холод. Требовался серьезный ремонт. Мы рассуждали так: допустим, нам удастся выиграть гранты и закупить оборудование, но нужны ведь еще деньги на ремонт, посуду, мебель!

Все сами


Гранты (от Минсоцзащиты края и фонда Серафима Саровского) на покупку оборудования для мастерских организация «Реальная помощь» действительно выиграла – благо был большой опыт по этой части.


— Потом мы составили смету на ремонт, посчитали, и оказалось, что хватит на все, кроме окон, если родители сдадут по 3 тысячи рублей.


Сдать такую сумму, по словам Натальи, смогли не все.


— Но все дали, сколько смогли, некоторые внесли свою долю материалами, другие собственным трудом. Нам нужна была любая помощь и дорога, в прямом смысле слова, каждая копейка.


По словам Натальи, факт объединения родителей, большинство из которых раньше чувствовали себя в школе как гости – наверное, не менее важен, чем сами мастерские.


— Надо было видеть, как люди работали, какой у них был подъем! Ведь многие мамы детей-инвалидов вообще выпадают из социума, а тут они чувствовали себя полезными, значимыми. С другой стороны, во время работы все родители ощущали определенный комфорт: здесь не нужно было объяснять окружающим, чем и почему болен твой ребенок. А это очень важно.

Помочь никто не отказывался


Деньги на окна и посуду для мастерских выделили спонсоры.


— Одна из наших мам занималась обращениями в коммерческие структуры. И знаете, что самое удивительное? Никто не отказывался помочь. Было два отказа, но и то из-за отсутствия возможностей, а не потому, что люди не хотели этого делать.


Мебель помог купить Детский фонд.


— Мы обратились к ним, рассказали о своем проекте, и нас поддержали.


Таким образом, все 550 тысяч рублей, которые ушли на реализацию проекта, были собраны исключительно усилиями родителей.


— Конечно, нельзя сказать, что в нашем проекте совсем нет участия государственных органов. Все-таки для работы мастерских будут выделены ставки педагогов, да и помещение государственное. Но, согласитесь, без нашего родительского участия мастерские, скорее всего, вообще никогда бы не открылись.
По словам Натальи, к участию в проекте было привлечено в общей сложности около 150 человек – родители, спонсоры и т.д.


— Мы решили устроить настоящую презентацию наших мастерских, пригласили и спонсоров, чиновников, даже представителя нашей хабаровской Епархии. В своем приглашении мы объяснили, что хотим представить данный проект, как пример объединения усилий родителей с различными структурами – государственной, коммерческой, общественной.


Родители детей-инвалидов, считает Наталья, привыкли считать себя слабыми, занимать пассивную позицию, ожидая помощи от кого угодно.


— Но наш проект, на который ушло несколько месяцев совместной работы, показал, что на самом деле все они – сильные. Слабыми в данной ситуации являются только наши дети, ради которых мы все это делаем. Ведь насколько здорово осознавать, что ты сам что-то столь значимое делаешь для собственного ребенка – то, что поможет ему адаптироваться в обществе, реализовать себя.


В сентябре мастерские при школе-интернате №5 начнут работать. А краевое правительство уже пообещало выделить деньги на профессиональное обучение еще более взрослых аутистов – тех, кто в свое время не попал в школу-интернат.


— Говорят, что уже даже подписан документ о выделении этих средств. Это будет еще одно звено в системе защиты и поддержки наших детей.

Татьяна Владина