Кому нужны особенные школы?

АиФ, мая 2012


Школьный автобус

Особенных детей становится все больше
— Юрьевна, к тебе пришли! – крикнула куда-то вдаль коридора бабушка-вахтер, и показала мне, куда идти.
В нужном мне кабинете, кроме директора школы №3 Ирины Юрьевны Ющенко, оказалось еще пара ее коллег – они осматривали «приданое» новой сенсорной комнаты. Сама комната находилась в полуразобранном состоянии, и женщины думали, как впихнуть в имеющиеся квадратные метры все, что очень хотелось бы.
— Да, помещение бы нам под эту комнату побольше! Но что делать — и так пришлось кабинет английского под нее отдать…
Туда-сюда
— В идеале, конечно, нам бы спортзал под это дело обустроить! Делают же сейчас новые пристроенные спортзалы в школах. Вот и нам бы такой — у нас и место под него неплохое есть. А старый (он все равно очень маленький) мы бы тогда под сенсорную комнату отдали. Плюс туда бы и средства реабилитации хорошо вошли бы.
Спрашивается, с чего бы директору общеобразовательной школы мечтать о большой сенсорной комнате (такие обычно делают в учреждениях для детей с проблемами в развитии), да еще и со средствами реабилитации?
— Ну, как-то так сложилось, что в нашу школу всегда попадали детки с проблемами в развитии. При этом сама школа была совершенно обычная. Зато когда в крае начали реализовывать программу по доступной среде (спасибо Путину!) – мы в нее сразу же попали. Школы ведь постоянно подавали отчеты о том, дети с какими проблемами у них учатся. Ну а мы, видимо, были среди тех, у кого нестандартных учеников оказалось больше всего.
Школа №3 – маленькая. До такой степени, что занятия здесь идут в одну смену.
— Да, у нас всего 275 учеников. Из них 47 – ребята с инвалидностью, и еще 103 – с ЗПР (задержка психического развития). Считай, половина детей с особыми потребностями. И могу сказать по своему педагогическому опыту – таких детей с каждым годом все больше…
Видеть обычную общеобразовательную школу с поручнями вдоль стен, с туалетом для колясочников – это просто шок. Думаю, мало кто верил еще пару лет назад, что такое возможно в принципе.
— Более того, говорят, что таких школ в нашем городе скоро будет 50!
В школе №3 в каждой параллели по 2 класса – один обычный, а другой корректирующий.
— Нет, никто у нас ни в кого пальцем не тычет: мол, вон дурак пошел. Если бы корректирующий класс был один на всю школу – может, и были бы какие-то проблемы. Но поскольку их столько же, сколько и обычных – это воспринимается нормально. К тому же, бывает, что мы детей переводим туда-сюда, в зависимости от результатов: подтянулся – переходи в обычный класс, не тянешь – может, лучше пока походить в коррекционный. Естественно, подобные вопросы решаются совместно с родителями.
Не скрывайте!
— Слышала, что в скором времени хотят совсем отменить медицинские карты в школах. Можете себе такое представить? Хотят соблюсти тайну, а нам будет каково? Тем более в такой школе, как наша, где педагогам просто необходимо знать все о физическом и психическом состояния детей – для того, чтобы выбрать наиболее оптимальную форму общения и обучения. Даже сейчас, как я считаю, мы получаем слишком краткую информацию о состоянии и развитии ребенка. А еще недавно дети проходили серьезное медицинское и психологическое обследование, что позволяло педагогам лучше понимать, чего ждать, и на какие результаты реально рассчитывать.
По словам Ирины Ющенко, родители сами, порой, скрывают болезни своих детей.
— Чаще всего скрывают сахарный диабет и эпилепсию. Представляете, что может произойти, если учитель не предупрежден, что в его классе находится такой ученик? Поэтому очень бы хотелось, чтобы родители этого не скрывали. Мы ведь не оповещаем об этом всю школу, поймите. Это нужно в первую очередь, для безопасности ваших же собственных детей!
Понятно, что дети, которые серьезно отличаются в развитии от большинства, занимаются здесь по индивидуальным программам.
— Учитель может работать с ребенком один на один, а со всем классом тот будет заниматься только на таких уроках, как рисование, музыка. Где не страшно, если он, допустим, встанет, и будет ходить по классу. Та же ситуация и с колясочниками. Они приезжают в школу далеко не на все уроки.
Тем не менее, занятия с классом, пусть и только на «легких» уроках, очень помогает социализации детей.
— Я вообще считаю, что социализация – главная задача любой школы. Плюс, если ребенок учился в такой школе, как наша – можно рассчитывать, что он вырастет толерантным человеком. Потому что он привыкает воспринимать отличающихся от него детей адекватно – они же учатся вместе с ним!
Кстати, когда в школе №3 проходили «Уроки доброты», которые проводит в различных учебных заведениях общественная организация «Аридонс», здешние ученики воспринимали все совершенно спокойно.
— Эти уроки ведут люди с инвалидностью, и направлены они на воспитание толерантности к таким людям. А наши ребята уже привычные, их совершенно не удивляет, допустим, человек на коляске.
Фантазеры
Помимо сенсорной комнаты, в школе недавно появилось еще одно новшество – специальный автобус для перевозки колясочников.
— Их прислали пока только два на город, и один достался нам. Пока наш водитель его осваивает. Это вообще здорово – теперь мы сможем возить наших ребят без проблем, причем по трое зараз. Хотя тут все равно есть трудности – прежде, чем везти, их же нужно еще спустить и поднять на этаж, и не всегда на первый…
В самой же школе безбарьерная среда как раз на первом этаже, никуда подниматься не нужно.
— Нынешним летом мы решили пойти немного дальше, и организовать в рамках пришкольного лагеря инклюзивную смену. Планируем набрать 15 ребят — как обычных детей, так и с особенностями развития. Основное профильное занятие смены – это квиллинг, бумаговерчение. То есть, то, чем интересно будет заниматься всем детям. Помимо этого, конечно, будут проводиться занятия в сенсорной комнате — с применением ароматерапии, рисования песком, массажа.
Также школьные педагоги планируют проводить с ребятами индивидуальные консультации, тренинги, направленные на воспитание уверенности, занятия по аутотренингу и релаксации.
— Причем, что очень важно, мы хотим пригласить в наш лагерь на эту смену ребят не только из нашей школы. Например, если кто-то из родителей боится отдавать своего ребенка с особенностями развития в обычную школу, то может попробовать сначала такой вариант социализации. Думаю, это будет полезно и ребенку, и его родителям.
Инклюзивная смена «Фантазеры» будет работать в школе №3 с 24 июня по 15 июля, занятия будут проводиться до 15 часов. Кому интересно, подробности можно узнать по телефону 57–40–98.
Татьяна Владина
Фото автора

Комментарий
Татьяна Фомичева, координатор проекта «Уроки доброты»:
— Многие люди, в том числе чиновники, не совсем правильно понимают, что это вообще такое – инклюзивное образование. Мол, если дети с инвалидностью учатся с обычными ребятами – вот вам уже и инклюзия. Но это не так! Инклюзивное образование подразумевает создание равных условий для всех учеников, вне зависимости от особенностей их развития. Причем, сюда включается не только безбарьерная среда – пандусы, поручни и т.д. Также очень важна подготовка педагогов к одновременному обучению детей с разными особенностями. Вот если все эти параметры соблюдены – только тогда и можно говорить об инклюзивном образовании.