Содержательный отчёт об Уроках доброты (толерантности)

январь - ноябрь 2011

В течение 2011 года сотрудники и добровольцы ООИ «АРИДОНС» при поддержке Института проблем гражданского общества и региональной организации инвалидов «Перспектива» (г. Москва) проводили в школах, ВУЗах, техникумах, училищах города Хабаровска и Хабаровского края Уроки Доброты (Толерантности). За это время копилка наших воспоминаний пополнилась яркими, радостными, интересными, а иногда и грустными моментами.
Целью уроков было сформировать у детей, подростков и молодёжи толерантное и равное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Перед тем, как проводить такие занятия, наши молодые люди с инвалидностью прошли специальную подготовку. В работе с аудиторией они использовали различные формы: интерактивные игры, беседы, просмотр и обсуждение уникальных познавательных фильмов.
Всегда весело проходили Уроки Доброты (Толерантности) в младших классах. Дети 8–11 лет непосредственны в общении, не стесняются высказывать своё мнение.


Нас очень радовали рассуждения ребят на тему «Может ли ребёнок с инвалидностью быть хорошим другом?»
«Да!!!», – хором кричали они. И вот примеры их ответов на вопрос «Почему?»:
– …потому что, несмотря на то, что у него нет, например, ноги или руки, у него есть сердце, и внутри он может быть очень добрым и хорошим;
– …потому что он может так же играть, веселиться, радоваться. Нельзя же не дружить с человеком только потому, что он инвалид. Я рад дружить со всеми ребятами!





Ученики младших классов всегда активно и с удовольствием принимали участие в упражнениях. Иногда ведущие даже не успевали договорить, что необходимы добровольцы, как дети уже изо всех сил тянули руки. На перемене наших ведущих окружали и устраивали «допрос»: а что…? и как…? и почему…?


Одна из наших ведущих Уроков Доброты (Толерантности) (у нее детский церебральный паралич) имеет высшее образование по специальности «переводчик с английского и немецкого языков». Когда она об этом рассказала детям, ей даже не поверили. «Скажите что-нибудь по — английски!» – попросила Женя, ученица четвертого класса. И надо было видеть, как у детей округлялись глаза, когда ведущая стала говорить длинную фразу на английском языке. Мы все долго потом смеялись!
В конце уроков, когда мы спрашивали детей, понравилось ли им занятие, они дружно отвечали: «Да!». Но однажды ученик четвёртого класса сказал: «Нет». И на вопрос: «Что тебе не понравилось?» ответил: «Меня не взяли в игру „Невидящий“, а я очень хотел». Ведущие, конечно, извинились и объяснили ему, что его не взяли только потому, что урок короткий. Но если он хочет, то может дома с родителями или друзьями поиграть в такую игру. На что Саша, так звали мальчика, радостно воскликнул: «О, точно! Я сегодня же поиграю с братом!»


Особенно любопытными оказались ученики школы села Корсаково-1, которые задавали ведущим – людям с ограниченными возможностями здоровья, даже такие, казалось бы, некорректные вопросы: как они одеваются, как передвигаются, как ложатся спать и т.д. Порадовало, что ведущие не стеснялись раскрывать такие бытовые подробности. Ведь нет ничего плохого в детской любознательности.
А как нас провожали, когда мы уезжали из школ сел Корсаково-1 и Ильинка! Как королей! По окончанию Уроков Доброты дети окружали наших ведущих, спрашивали номера телефонов, адреса электронной почты, есть ли у них странички в социальных сетях, просили приезжать к ним почаще. Дети бежали наперегонки, чтобы помочь ведущим передвигаться по школе. А в школьной столовой нас накормили вкусными булочками! Было очень приятно общаться с этими ребятишками и грустно расставаться.


Уроки Доброты (Толерантности) в высших и средне-специальных учебных заведениях тоже проходили в атмосфере доброжелательности. Студенты не стеснялись проявлять любопытство и эмоции, порой даже не сдерживали слёз. Задавали много вопросов ведущим относительно их жизни и переживаний.
При этом ребята начинали размышлять о том, как в нашем государстве решаются проблемы людей с особыми потребностями, что делается неправильно, а что начинает изменяться к лучшему. Всегда на наших занятиях со студентами затрагивалась тема добровольчества. Участники уроков всегда приходили к пониманию того что, помогая людям с инвалидностью, мы также помогаем и себе, и другим здоровым членам общества, потому что, так или иначе, проблемы людей с ограниченными возможностями всегда пересекаются с проблемами других категорий граждан.








Был один момент, которой мне лично запал в душу и растрогал до слёз. По плану, в середине занятия одна из ведущих рассказывала о себе, о своей форме инвалидности и об образе жизни. И она это так вдохновенно сделала, что студенты встали и начали громко аплодировать! Это было зримое свидетельство того, что мы не зря проводим такую работу.

Татьяна Фомичева