Доклад Татьяны Фомичевой, подготовленый для конференции «Мир один для всех»

16 декабря 2011

Докладчик: Татьяна Ивановна Фомичева.
Организация: Общественная организация поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «АРИДОНС».
Должность: Вице-президент, психолог.

Тема: «Инклюзивное образование. Опыт США и перспективы Хабаровского края»

За последние 10 лет в Хабаровском крае отмечается положительная динамика процесса социальной адаптации лиц с инвалидностью в общество. Главным образом этому способствует внедрение в Хабаровском крае инклюзивного образования.

Внедрение инклюзивного подхода в нашу систему образования позволит в значительной мере улучшить социально-экономическую ситуацию, т.к. создаст условия, необходимые для развития потенциала каждого ребёнка, тем самым воспитывая умных и духовно-развитых граждан.
Инклюзию можно определить как «принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению». Такая образовательная модель подразумевает, что ребенок, имеющий инвалидность может обучаться с «нормальными» детьми. Это касается и детей с нарушением интеллекта, например, с синдромом Дауна. Инклюзивные школы приспосабливаются ко всем детям, вне зависимости от их психологических, умственных, социальных, эмоциональных, языковых или любых других особенностей.

В 80 гг. эта идея для России являлась бы утопической, но в 21 веке она более чем, реальна.
Современный уровень развития образования в нашей стране позволяет применить эффективную систему обучения детей с инвалидностью в общеобразовательных школах.
В качестве положительного примера такого обучения может быть интересен и полезен опыт США.

Опыт США.
Общий обзор:
1) В настоящее время в США действует программа «Инклюжен».
Конгресс США, принял Закон об образовании людей с инвалидностью, предусматривающий необходимое финансирование специального образования в системе местных школ и устанавливающий индивидуальный подход к определению образовательной программы.
2) Общеобразовательная школа контролируется и финансируется на трёх уровнях: федеральными властями, властями штатов и местными властями.
3) В США отсутствует Государственный образовательный стандарт, что вызывает ряд трудностей, в частности при подготовке педагогических кадров.
Тем не менее, на наш взгляд, наличие Государственного образовательного стандарта дает России дополнительные возможности при введении программы инклюзии.
4) Бесплатные государственные школы управляются главным образом демократически избранными школьными советами, каждый из которых имеет юрисдикцию над школьным округом (рус.-микрорайон). Границы школьных округов часто совпадают с границами графства (рус.-района) или города и содержат одну или несколько школ каждого уровня (начальная, средняя и старшая школы). Школьные советы устанавливают школьные программы, нанимают учителей и определяют финансирование программ. Каждый штат регулирует образование в своих границах, устанавливая стандарты и экзаменуя школьников.

Образование, основанное на модели «Инклюжен», является приоритетным в США, однако в Америке не отказываются и от специальных школ. Но определение ребенка в спецшколу осуществляется лишь в крайних случаях.

5) В первый класс ребёнок идёт в возрасте 5–8 лет, если ученик (студент) с инвалидностью, то возможно окончание школы в 21 год.
6) В рамках инклюзивного подхода каждая школа или учреждение учитывает индивидуальные потребности всех учеников с инвалидностью, разрабатывая так называемый Индивидуальный план образования (ИП), по следующим критериям: реалистичность, уровень достижения, возможность оценки, активность. Разработка ИП осуществляется коллегиально с участием:
— педагогов,
— помощников педагогов (один помощник на пять студентов (рус.-учеников)),
— родителей,
-узких специалистов (терапевтов, дефектологов, психологов и т.д.).
Индивидуальный план разрабатывается на срок — два года.
7) Место обучения ученика с инвалидностью зависит от его потребностей и меры ограничений. Он может обучаться:
#в обычном классе и получать необходимую помощь;
#в обычном классе, получая необходимую помощь, а также поддержку со стороны специалистов учебного заведения;
#часть дня в обычном классе и оставшуюся часть дня – в специальном;
# в специальном классе с обеспечением всевозможной поддержки со стороны группы специалистов;
# по реабилитационной программе с непрерывной поддержкой со стороны
разных специалистов.
8) В каждой школе есть большое количество технических средств реабилитации, которые позволяют детям с инвалидностью передвигаться, кушать, писать и т.д. Все они приобретаются либо за счет школьных средств, либо за счет родителей, либо за счет медицинской страховки. Также, в США действует система предоставления семье человека с инвалидностью технических средств реабилитации. Реабилитационное средство как бы сдаётся в бесплатную аренду семье до тех пор, пока оно требуется ребёнку. Это очень практично, т.к. повышает своевременность его использования (сокращается срок получения технического средства семьёй).
9) Важным принципом государственной политики в отношении инвалидов является способность инвалида пользоваться услугами организации или сервиса с той же простотой, как и обычный человек. В случае необходимости учащимся предоставляются переводчики, владеющие языком жестов или индивидуальные помощники, облегчающие процесс записи лекционного материала, социальные педагоги и психологи для индивидуального консультирования. Незрячим учащимся предоставляется возможность использования собаки – поводыря.
10) В каждом учебном заведении есть координационные центры, занимающиеся проблемами лиц с особенностями развития. Они поддерживают связь со всеми учебными учреждениями, социальными и медицинскими службами, так или иначе занимающимися решением проблем данной категории граждан.

Описание школы г. Харрисбурга, которую мы посетили в рамках поездки по программе «Открытый мир».

Школьный кабинет

Школа г. Харрисбурга представляет собой двухэтажное здание, общее количество учеников составляет 2000 человек.
Для детей с тяжелой формой интеллектуальной и/или физической инвалидностью созданы три специально оборудованных класса. Наполняемость такого класса не более восьми детей. Работает один учитель и три помощника. Инклюзию в данном случае обеспечивают совместным досугом детей с инвалидностью и детей без инвалидности (например: выезды в музеи, пение в хоре и т.д.).
Наполняемость обычного класса в среднем составляет 25 человек. В таком классе, как правило, обучаются два-три ребёнка с инвалидностью. В каждом классе у учителя есть три, а иногда и четыре помощника.
При необходимости помощи ученику — инвалиду приглашают нужного специалиста из других организаций (сурдопереводчика и др.).
Педагоги школы рассказали нам, что когда в их школу пришла неслышащая девочка, все уроки с ней посещал сурдопереводчик. Хочется добавить, что в США небольшое количество людей совершенно не слышащих, в основном людям с нарушением слуха устанавливают кохлеарные импланты, что позволяет им общаться с помощью вербальной речи.
По требованию школы возможно дополнительное обучение определённой группы специалистов. В основном такая необходимость возникает при поступлении в школу ученика с особым заболеванием и отсутствием у педагогических кадров опыта работы с таким учеником.

Перспективы Хабаровского края:
Российская система образования, на мой взгляд, является одной из лучших. В последнее время стало уделяться много внимания её реформированию и внедрению инклюзии.
Однако на данный момент, инклюзия в нашем крае понимается пока только как нахождение особого ребёнка в школе.
Кроме этого, из-за неверного трактования инклюзивного подхода стали закрываться коррекционные классы и школы, под предлогом «Все дети должны учиться вместе». При этом «особые» дети помещаются в обычные школы, в которых практически ничего не создано для обеспечения им качественного образования. В итоге, так или иначе, ребёнок с инвалидностью становится изгоем в школе и получает минимум тех знаний и навыков, которые он должен получить.
Очень важно при определении вида образования для ребёнка с инвалидностью исходить из его индивидуальных способностей и возможностей. Также важно предоставлять родителям возможность выбора системы обучения (коррекционная или инклюзивная) для своего ребёнка.
Для того, чтобы внедрить в Хабаровском крае качественное инклюзивное образование предлагаем не только определить его общую концепцию, но также составить соответствующий реалистичный план действий.
Мы предполагаем, что при объединении усилий и коллегиальной работе в одной команде с представителями государственных структур, некоммерческих организаций, родителей, педагогов, дефектологов, психологов и других узких специалистов, у нас получится проработать все аспекты, необходимые для развития инклюзии, в частности:

Учебное заведение общего назначения, в случае обучения в нем людей с особыми образовательными потребностями (людей с ООП), может расширять свои социальные функции. Обучая детей бытовым навыкам и навыкам самостоятельной организации своей жизни, школа дает им возможность стать полноценными членами общества.
Для прозрачности системы и эффективного использования выделяемых на инклюзивное образование средств, предлагаем включать в создаваемые рабочие группы по соответствующим проектам, представителей общественных организаций инвалидов в качестве консультантов и наблюдателей.
На наш взгляд, также важно предусматривать финансовые средства не только на закупку оборудования, но и на специальные адаптивные технические средства, лицензионное адаптивное и стандартное программное обеспечение.
Конечно, работы много, но она важна и необходима.
Как гласит русская пословица «Глаза боятся, а руки делают»

Основным принципом инклюзивного образования является его гибкость- способность реагировать на постоянные изменения, которые невозможно спрогнозировать. Инклюзивное образование должно постоянно оставаться живым и подвижным организмом.
Инклюзивное образование — динамичный процесс, и чтобы сделать его «живым» требуется постоянный совместный мониторинг, с привлечением ВСЕХ участников к критическому анализу и оценке действий.
В последнее время у нас идет модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Главное — не останавливаться на достигнутом и продолжать работу в данном направлении!

Для того, чтобы инклюзия превратилась из мечты в реальность нам важно объединить усилия и работать коллегиально, в одной команде: представителям государственных структур, некоммерческих организаций, родителей, педагогов, дефектологов, психологов и других узких специалистов.

Мы все должны работать на благо одной цели!

«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там»

(басня «Лебедь, рак и щука» И.А.Крылова )

Данный доклад опубликован в сборнике докладов по результатам конференции «Мир один для всех»,
которая проходила в г. Хабаровске, 16 декабря 2011г. с 15.00 до 18.00 в актовом зале Министерства социальной защиты населения Хабаровского края.