На другом конце земного шара. Отчет о поездке в США18-29 мая 2011Поездка в рамках программы «Открытый мир»
Что удалось узнать Перед поездкой я сама для себя составила список вопросов, на которые хотела найти ответ в США. К моей радости, вопросов без ответов у меня в конце поездки не осталось. Одним из самых главных моментов для меня было то, что своими глазами увидела инклюзивную школу. Для меня это очень важно. 3 года я занималась внедрением и продвижением инклюзивного образования на Дальнем Востоке, основываясь на знаниях, полученных из книг, журналов и видеоматериалов. И неоднократно у меня возникали вопросы, на которые нигде не могла найти ответы. В США я смогла найти все ответы. И теперь в своей работе буду основываться на знания, полученные в США. Меня поразило то, что когда в школу поступает ребёнок, имеющий те или иные особые образовательные потребности, то для этого ребёнка создают специальные условия. Например, пришёл в школу неслышащий ребёнок — ему предоставили сурдопереводчика на всё время обучения в школе. В связи с тем, что в школу пришёл ребёнок с особенностями интеллектуального развития, педагога направляют на курсы, где он может научиться методами работы с таким ребёнком. Когда я проводила информационные встречи и семинары с педагогами общеобразовательных школ, то никак не могла понять, как же все-таки включить в образовательный процесс в массовой школе ребёнка с сильными поражениями физического или интеллектуального развития? Ведь, при всём старании учителя, такому ребёнку будет крайне сложно учиться и не отставать по успеваемости. И в США я наконец-то поняла, что инклюзия заключается не только в том, что бы всех детей включить в обычные классы, что можно в школе для таких деток создать интегрированные классы, а взаимодействие со сверстниками без инвалидности обеспечивать путем досуга в школе, в различных кружках и секциях. Основной смысл инклюзии заключается в том, чтобы ребёнок с инвалидностью активно взаимодействовал со сверстниками без инвалидности. Инклюзия в первую очередь нужна для того, чтобы ребёнок с особыми потребностями был хорошо адаптирован и социализирован к жизни в обществе. Также поняла, что в США инклюзия хорошо развита в первую очередь, потому что у педагогов больше свободы в выборе образовательных методов и программ, и больше возможностей, необходимых для создания условий, в которых все дети будут чувствовать себя свободно. И ещё не маловажным моментом является то, что у учителей в классах есть помощники, которые непосредственно работают в классе, а также узкие специалисты, такие как терапевт по работе с аутичными детьми и другие. И благодаря этому, педагоги в США имеют возможность составлять индивидуальный учебный план, советуясь со специалистами и родителями. В России пока таких возможностей и всех детей подгоняют под общие стандарты.
Не маловажными для меня стали знания о системе взаимодействия в США некоммерческих организаций и государственных структур. На мой взгляд, многие элементы данной модели можно применить и в России. Например, в США все социальные услуги, направленные на людей с инвалидностью оказывает некоммерческий сектор, т.е общественные организации. Государство объявляет конкурс социальных программ, с победителем заключается контракт. Контроль за качеством услуг осуществляют две стороны и государство и НКО. Критерии эффективностью также вырабатываются совместно. Что немаловажно,все социальные программы долгосрочны. В случае успешности, контракт с победителем конкурса продлевается. В программу входит комплексная работа с семьей ребёнка с инвалидностью, начиная от медицинских услуг и заканчивая обучению бытовым навыкам. Родителей обучают методам воспитания их особого ребёнка. В России же государство финансирует, оказывает и контролирует все социальные услуги людям с инвалидностью. И как показывает практика, эта модель имеет очень существенные недостатки. В частности она заключается в том, что решением проблем детей с инвалидностью различных форм занимается один, максимум два специалиста, не имеющих соответствующее образование и не знающих тонкостей жизненно-важных потребностей своей целевой аудитории. Потому-что невозможно знать одному человеку все особенности людей с инвалидностью по слуху, зрению, интеллектуальным расстройствами, ДЦП и других форм инвалидности. За 10 дней пребывания в США, я смогла узнать о жизни неслышащих людей. Так, если в семье рождается ребёнок с нарушеним слуха, то за счет медицинской страховки ему устанавливается кохлеарный имплант. В связи с чем, в США крайне немного совершенно глухих людей, неспособных к речевому общению. В основном это люди уже достаточно взрослые. Поэтому государство может позволить себе предоставить каждому глухому ребёнку сурдопереводчка на весь день обучения в школе, ведь таких детей не много. В США жестовая речь очень популярна, многие люди идут на специальные платные курсы, чтобы изучить язык неслышащих людей. Помимо этого, если в какую-либо организацию приходит неслышащий человек без импланта, то специалиста, который непосредственно будет с ним работать за счет финансирования организации направляют на курсы жестовой речи. Меня порадовал и тот момент, что в США жестовая речь популярна, что в школах и других образовательных учреждениях висят плакаты на жестовой речи и с дактильной азбукой. И как оказалось, в США есть такая проблема, как и в России: это местные особенности жестовой речи, другими словами в одном штате слово «сижу» обозначается одним жестом, в другом штате совершенно другим жестом. Вывод: нет единых стандартов жестового языка. Но если в США особой потребности в принятии таких стандартов нет, так как почти у всех неслышащих людей есть кохлеарные импланты, то в России такая потребность высока, так как кохлеарный имплант пока могут позволить себе только небольшое количество семей. Помимо всего вышеперечисленного, я узнала о том 1) как в США действует медицинская страховка, какие есть возможности для людей с инвалидностью стать полноценными членами общества, в каких условиях и где они могут проживать и где их принимают на работу. 2) что в США благотворительность очень популярна не только потому-что есть льготы в вопросах налогообложения но и потому, что американцы считают, что раз у них всё хорошо, то они должны помочь тем, кому плохо. Всё дело в менталитете и жизненных ценностях. 3) какие льготы есть у НКО в вопросах налогообложения и поняла, почему в США так много инноваций, и почему в России эти же самые инновации очень сложно продвинуть. 4) как в США общественные организации защищают права людей с инвалидностью, какую систему они используют. 5) Также, благодаря одному из наших делегатов, я многое узнала и о законодательстве в России, что для меня было полной неожиданностью.
Выводы 1. 35 лет назад в США была та же ситуации по отношению к людям с инвалидностью, которая сложилась в настоящее время в России. Но как сказала Мария Долбунова-сопровождающая группы, это совсем не значит, что в России процесс создания условий для людей, имеющих ограничения по здоровью, должен занять столько же времени. 2. В США инновации внедряются быстро благодаря тому, что у американцев нет зависимости и привязанности к своему прошлому. Это совсем не значит, что Россияне должны забыть свою многовековую историю. Я считаю, что мы должны ценить прошлое и быть открытыми для будущего, для инноваций, новых идей и современных технологий. 3. На мой взгляд, для того, что бы в стране не было коррупции, необходимо соблюдение трёх условий: — государственные структуры должны быть максимально открыты и прозрачны, также со стороны государства были ужесточены меры наказания за взятки и «отмывание» денег; — граждане должны быть хорошо информированы о своих правах и уметь их защищать, также у них должен быть высокий уровень гражданской активности; — каждый человек должен любить свою страну и соотечественников и думать о том, что всё что он делает для других, он также делает и для себя и для своей семьи и для своих будущих потомков. 4. Любую работу необходимо выполнять качественно, ко всему нужно подходить индивидуально и быть свободным от стереотипов. К сожалению пока многие граждане нашей страны не могут избавиться от старых шаблонов работы. 5. В каждом деле должна быть конкретика, и не только на словах, но и на бумаге. Если принимается какой-то нормативно-правовой акт, в нем должны быть прописаны механизмы его реализации, и все должно быть максимально конкретно и подробно. В бюрократии нет ни чего плохого, если она не столь обширна как в России и столь конкретна, как в США. 6. Важно, чтобы в стране социальные услуги оказывал некоммерческий сектор, который в подробностях знает проблемы и нужды своей целевой аудитории, функция государства в данном случае, оказывать финансовую поддержку. Контроль за качеством оказываемых услуг и вырабатывать критерии эффективности стороны должны вести стороны в равных долях. 7. В Хабаровске НКО добиваются того, чтобы к ним относились как к связующему звену между государством и народом. В США это модель воплощена в реальность, значит у нас возможно. Но вот только когда это будет? 8. России тоже есть чем гордиться, например относительной доступности образования и добровольческими молодёжными отрядами. 9. Для того, чтобы российские дети с инвалидностью были включены в общеобразовательные школы необходимо: • Расширять возможности для педагогов, по необходимости направлять на дополнительные курсы, также мотивировать педагогов к инклюзивному обучению • Расширять штат школ, добавлять узких специалистов и помощников в классы • В школах устранять архитектурные барьеры. Необходимо в школьных помещениях создавать среду доступную, уравнивающую детей с инвалидностью и детей без инвалидности. Это возможность для детей с ограниченными возможностями организовывать свою жизнедеятельность без посторонней помощи – пользование столовой, туалетом, свободное передвижение по школе и т.д. • Обеспечивать школы дополнительными средствами реабилитации в достаточном объеме. При этом обучить администрацию школ привлекать дополнительные финансовые средства не только за счет денег бюджета и родителей, но и общественности и фондов. • Повышать уровень компетентности родителей относительно образования их детей. • Создавать систему поощрения качественной работы педагогов со стороны административных структур. • Повышать уровень толерантности всех участников образовательного процесса и увеличивать уровень знаний по теме «Инвалидность. Причины. Как быть и что делать?» • Обеспечивать взаимодействие детей с инвал идностью и без инвалидности посредством общих интересов и дополнительных кружков • В школах необходимо создать помимо инклюзивных классов интегрированные классы. Где будут обучаться дети с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья На одном из семинаров ведущему был задан вопрос, почему Совет директоров Кистоун работает бесплатно. На что она сказала: «Одному из директоров тоже был задан такой вопрос: он ответил: „Я бесплатно работаю в Совете потому что считаю, что должен отблагодарить Бога за то, что я и мои дети здоровы“». Для меня эти слова стали бальзамом на душу. В США удалось достичь высоких результатов относительно реабилитации и адаптации людей с инвалидностью благодаря объединению усилий родителей, общественности и власти. Мы на верном пути, у них получилось, значит и у нас получится! Я в это верю!!! В заключение хочется сказать что своим отчетом я ни в коем случае не вела пропаганду на тему «В США жизнь хороша!». Нет,там тоже не так все гладко, как покажется на первый взгляд. Россия-великая страна, нам есть чем гордится. В своем отчете я просто хотела показать примеры решения проблем тех людей, которых у нас «в 80-х гг. не было», людей имеющих инвалидность. И я очень надеюсь, что моя информация поможет Вам в вашей жизни, быту и работе. Примечание: финансирование поездки осуществлялось за счет средств Соединенных Штатов Америки |
© 2011 «Аридонс» |