Доклад Т.И.Фомичёвой на тему: «Роль некоммерческих организаций в развитии инклюзивного образования»

29 мая 2012

29 -30 мая 2012г. в г. Хабаровске состоялся семинар-совещание «Инклюзивное образование детей с ограниченными физическими возможностями здоровья в условиях общеобразовательных учреждениях».

На этом семинаре перед педагогами выступала вице-президент ООИ «АРИДОНС» Татьяна Ивановна Фомичева.
Доклад на тему: «Роль некоммерческих организаций в развитии инклюзивного образования»

Современное гражданское общество условно можно представить в виде трех секторов:
• первый сектор — государственный (органы государственной власти на всех уровнях, а также все виды государственных организаций)
• второй сектор — коммерческие организации;
• третий сектор — некоммерческие организации.

Некоммерческая организация (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческий сектор является:
• негосударственным, неправительственным;
• независимым, так как множественность источников финансирования делает его относительно независимым как от государства, так и от бизнеса.
• некоммерческим, неприбыльным,
• сектором добровольной активности (волонтерским, добровольческим), поскольку в нем широко используется добровольный труд волонтеров.
• филантропическим, благотворительным, так как существенную часть этого сектора составляют благотворительные организации.

В г. Хабаровске действует более 50 некоммерческих организаций, которые были созданы для достижения социальных, культурных, образовательных целей, в удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Существуют общероссийские, региональные и городские НКО. В данном докладе будет рассказываться о НКО г. Хабаровска и Хабаровского края, занимающихся решением проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов и их деятельности по развитию инклюзивного образования. Также будет представлен опыт в данном направлении некоммерческих организаций других регионов России.
Руководителями некоммерческих организаций, в основном, являются инициативные родители детей-инвалидов — это специалисты с высшим и средне-специальным образованием: врачи, инженеры, юристы, психологи, экономисты (из них 80% — это инициативные мамы), а также инициативная молодежь, которая знает проблемы инвалидов и предлагает новые пути решения социально-значимых проблем.
Благодаря этому, сотрудники НКО очень хорошо знают и понимают проблемы и нужды своей целевой аудитории. Некоммерческий сектор может являться незаменимым помощником государства в реализации социальной политики.

Деятельность общественной организации инвалидов «АРИДОНС» и НКО России.

20 лет назад, в декабре 1991г., с целью защиты интересов и прав детей с нарушением слуха и их семей в г. Хабаровске была создана ассоциация родителей, имеющих детей с нарушением слуха «АРИДОНС», дети которых, в основном, оглохли от антибиотиков, перенесенных инфекций, неудачных операций.
Сейчас в ООИ «АРИДОНС» работают не только родители детей с инвалидностью, но и талантливая и активная молодёжь, которая верит в то, что МИР МОЖНО ИЗМЕНИТЬ К ЛУЧШЕМУ.
ООИ «АРИДОНС» осуществляет свою деятельность в двух направлениях:
— оказание поддержки некоммерческим организациям, которые занимаются решением проблем людей с инвалидностью и их семей;
— оказание поддержки семьям, воспитывающих детей — инвалидов.

В настоящее время ООИ «АРИДОНС» реализует программы, такие как:
 «Дети должны учиться вместе!» — направлена на внедрение и развитие инклюзивного образования в Хабаровском крае (в партнерстве с РООИ «ПЕРСПЕКТВИА», г. Москва);
 «Поддержка детско-молодёжных и инвалидных некоммерческих организаций Хабаровского края» — направлена на объединение НКО с целью — способствовать формированию согласованной позиции, подходов, мнений по вопросам становления и развития гражданского сектора, а также обмена опытом и объединения ресурсов для улучшения качества жизни людей с инвалидностью и их семей в г. Хабаровске и Хабаровском крае.
 «Жизнь без барьеров» — направлена на создание безбарьерных условий окружающей среды, беспрепятственного доступа к общественным местам и услугам, необходимым людям с ограниченными возможностями здоровья для самостоятельного передвижения и общения в г. Хабаровске и Хабаровском крае;
 «Духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи с нарушением слуха и глухонемых г. Хабаровска и Хабаровского края» — направлена на развитие и закрепление духовно-нравственных ценностей, а также информирование об основах православной веры (в партнёрстве с Хабаровской Епархией);
 «Доброта спасёт мир!» — направлена на формирование толерантного отношения общественности к людям с ограниченными возможностями здоровья;
 «Я нужен обществу!» — направлена на содействие в получении профессионального образования, трудоустройства и проведение мероприятий по профессиональной ориентации лиц с инвалидностью;
 «Знай свои права!» — направлена на информирование общества и лиц с инвалидностью о правах и свободах граждан России, а также — обучение и индивидуальное консультирование методам защиты своих прав. Кроме этого, в рамках данной программы, осуществляются мероприятия по защите интересов лиц с инвалидностью и их семей, а также НКО, представляющих интересы лиц с ограниченными возможностями и защищающих их интересы в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Остановимся подробней на программах «Дети должны учиться вместе и „Доброта спасёт мир“. В 2007г. АРИДОНС присоединился к общероссийской коалиции „За образование для всех“. Цель коалиции — внедрить инклюзивное образование в России, при котором все дети, имеющие инвалидность смогут посещать общеобразовательные школы по месту жительства. В состав коалиции входит 30 регионов, а возглавляет её Региональная общественная организация инвалидов „Перспектива“ (г. Москва)
Национальная коалиция российских организаций инвалидов „За образование для всех“ начала свою деятельность в декабре 2003 года. Основной работой Коалиции является проведение совместных проектов, организация семинаров и тренингов, обучение, стажировки и формирование команды, направленных на развитие инклюзивного образования.

Информационные акции – это ещё один вид деятельности, который незаменим в продвижении и развитии инклюзивного образования.
Самарская Городская Общественная Организация Инвалидов-колясочников „Ассоциация Десница“ проводили акцию в городском парке „Дети должны учиться вместе“, приуроченную к Международному Дню защиты детей.
Задача акции — расширить круг сторонников инклюзивного образования в Самаре. А для этого необходимо объяснить людям, что такое инклюзия и зачем она нужна.
Значки, наклейки, яркие ленточки „За — инклюзивное образование!“, информационные листовки и бюллетени „Десницы“, раздавались всем посетителям парка Каждый желающий смог поставить свою подпись в подписных листах „В поддержку инклюзивного образования“, которые с подписными листами, собранными в этот день в различных регионах Российской Федерации, были переданы в Министерство образования РФ.
Кроме этого, на игровой площадке выступали молодежные ансамбли Воскресной Христианской Школы, пходили различные игры и конкурсы для всех желающих, которые подготовили студенты-волонтеры: конкурс рисунков на асфальте, „веселая мозаика“, забавные игры с мячом и скакалкой.
Студентки медицинского колледжа, владеющие техникой боди-арт, рисовали рисунки на лице всем желающим. По традиции, к ним всегда выстраивается огромная очередь из детей и взрослых. Представитель Федерации Детских Организаций Самарской области проводил с ребятами любимую всеми игру с большим разноцветным парашютом «Не урони мяч».
Каждый желающий поддержать инклюзивное образование получил разноцветного голубя, вырезанного из бумаги и с собственными пожеланиями всем детям, с рисунками или стихами прикрепить его на Стену Мира — за право каждого ребенка на Земле получать достойное образование. Чем больше будет стая пестрых голубей, тем шире круг сторонников качественного образования детей-инвалидов в г. Самара.
Под занавес мероприятия на воздушных шарах взмыл ввысь огромный Голубь Мира, который понес на своих крыльях плакат «Все дети должны учиться вместе!».
В г. Хабаровске ООИ «АРИДОНС» также провёл подобную акцию. В парке «ДИНАМО» Были организованы просмотры фильмов о жизни людей с инвалидностью, студенты-волонтёры обучали всех желающих фразам на языке жестов.
Раздавались листовки и сувениры с символикой «Дети должны учиться вместе!».
Было собрано более 1200 подписей в поддержку инклюзии.

Таким образом, в атмосфере праздника людям рассказывалось об инклюзивном образовании тем самым повышая грамотность общественности и приближая день, когда все дети в России первого сентября пойдёт в общеобразовательную школу.

С 2008г. ООИ «АРИДОНС» при поддержке Коалиции стал проводить Уроки доброты.
В нашем обществе существует множество способов получать информацию и общаться с инвалидами, но большинство из них построены таким образом, что инвалиды воспринимаются как нечто необычное и инородное в обществе.
Такое положение вещей складывалось годами, и изменить его за короткий срок времени практически невозможно, но все же начинать следует. И начинать нужно с детей, как с наиболее «открытой» и способной к диалогу части общества, к тому же, они любят узнавать новое.
Немалую роль играет то, что именно люди с инвалидностью проводят подобные занятия, так дети в классе имеют возможность формировать свое отношение к инвалидам, общаясь с ними напрямую. Также ребята могут задавать интересующие их вопросы, и в большинстве случаев начинают понимать, что инвалидность вовсе не означает того, что перед ними абсолютно другой человек: единственное, чем отличается, инвалид – так это или внешностью, или манерой общения, или непривычным методом передвижения. Таким образом, во время проведения занятий, ребята постепенно приходят к убеждению, что инвалиды такие же люди, как и все остальные: они делают те же вещи, что и все люди, только иногда другими способами.
Самое главное – то, что дети делают все выводы самостоятельно и ощущают новизну открытия, что помогает лучше закрепить пройденный материал.
В 2011г. Уроки были проведены для 900 учеников общеобразовательных школ г. Хабаровска и Хабаровского края.
Для того чтобы оценить качественный результат работы, мною были разработаны анкеты, где участникам предлагалось ответить на ряд вопросов. К примеру: «Нужно ли проводить такие мероприятия? Если да, то – почему?», «Какие выводы вы сделали для себя?», «Изменилось ли ваше отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья?», а также предлагалось оценить работу ведущих, актуальность темы, раздаточные материалы, упражнения и задания по пятибалльной шкале.

Приведём примеры ответов:
«На Уроках я узнал (а)…»:
«…о том, как живут люди с ограниченными возможностями, кем они могут работать, также о детях с нарушениями здоровья и о том, как борются с их проблемами родители»;
«…что мы должны ценить свою жизнь, ценить всё, что у тебя есть. И главное – понимать всех, какие бы проблемы они не имели»;
«…инвалиды – такие же люди, как и мы, и не нужно унижать их достоинство…»;
«…что у людей с ограниченными возможностями тоже есть перспектива»;
«…как можно помогать инвалидам в разных ситуациях»;
«…что люди с инвалидностью не унывают, идут вперёд, они Богом не обиженные люди».

«Как вы считаете, дети с инвалидностью должны учиться в обычных образовательных учреждениях?»
«Да, потому что они должны развиваться как все и не задумываться о своих ограничениях»;
«Да, только должны быть подходящие условия для их обучения в школах»;
«Да, потому что они не должны считать себя ущербными»;
«Да, потому что им нужны общение и друзья»;
«Да, если они сами этого хотят им нужно предоставить такую возможность»;
«Да, потому что общение со сверстниками пойдёт им на благо, главное чтобы сверстники могли их воспринимать правильно»;
«Да, потому что у всех людей должны быть равные права и возможности»;
«Да, потому что это нужно для их социализации».
«Нет, потому что именно в нашей стране это достаточно проблематично»;
«Нет, потому что нужны специальные условия и специализированый подход»;
«Нет, потому что не всё общество может принять таких людей в свой коллектив»

«Нужно ли проводить такие мероприятия? Если да, то почему?»
«Да, потому что мы должны принимать таких людей»;
«Людям необходимо научиться толерантности»;
«Да, потому что многие люди не понимают, как нужно относиться к инвалидам»;
«Да, потому что такие уроки помогают простым детям лучше воспринимать детей с ограниченными возможностями. Такие дети учат „обычных“ доброте, уважению и многим хорошим вещам»;
«Люди стали бессердечными! Нужно научить добру и уважению к другим!»;
«Да, потому что они воспитывают наше общество, учат, как надо общаться с людьми-инвалидами»;
«…Может мир станет добрее!»
Ни один человек из почти 900 опрошенных нами участников Уроков Доброты не ответил отрицательно на вопрос «Нужны ли такие мероприятия?».

Такие уроки проходят во всех регионах — участников коалиции «За образование для всех», но только в нашем городе они проходят с участием Православной Церкви.

Также на протяжении последних 10 лет, а в Хабаровске с 2009г. НКО-участники Коалиции проводят Кинофестиваль «Кино без барьеров».
Основная цель кинофестиваля – привлечь внимание общественности к проблемам, с которыми сталкиваются в повседневной жизни люди с инвалидностью, показать их богатый потенциал и разнообразие жизни.
В кинофестивале принимают участие представители трёх секторов: государственного, коммерческого и некоммерческого, родители детей с инвалидностью, студенты и школьники и др.
Задача Кинофестиваля: представить человека с любой формой инвалидности, как равного, посредством показа документальных и художественных фильмов, затрагивающих вопросы социальной и культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями, и предоставить этим людям равные возможности для участия в жизни общества.
Отзывы участников кинофестиваля-2011г.
1. «Очень интересно, перспективно и нужно! Сделаем жизнь без барьеров!»
2. «Мероприятие очень нужное для всех людей. Оно воспитывает уважение к людям с разными недостатками, но необходимо показывать больше фильмов с русскими сюжетами, тогда они будут более понятны детям. Чаще организовывайте подобные акции. Спасибо».
3. «Спасибо организаторам этого фестиваля за возможность увидеть и оценить талант людей с ограниченными возможностями. Хотелось бы отметить группу ребят из школы слабослышащих».
4. «Спасибо за столь полезное и содержательное мероприятие, продолжайте в том же духе!»
5. «В Хабаровске уже сделано много, но все зависит от нас»
6. «Стерлась грань между людьми с ограничеными возможностями здоровья и обычными людьми».
7. «Да, фестиваль хороший. Об этих вопросах нужно говорить со здоровыми людьми».
8. «Отличное мероприятие. Оно очень важно в жизни инвалидов, потому что с помощью фестиваля они доказывают, что они такие же люди как все, но им нужно лишь только помочь».
9. «Я бы хотела, чтобы подобные мероприятия чаще проводились по всему Дальневосточному региону, чтобы все дальневосточники имели возможность поучаствовать в кинофестивалях и вместе создать условия для качественной жизни с ОВЗ».
10. «Благодаря кинофестивалю стало понятно – инвалидов не надо жалеть, им надо помогать!»
11. «Я горжусь этими людьми, их силой духа и характером. Даже нам, здоровым людям есть чему поучиться».
12. «Мне очень понравилось данное мероприятие, оно очень актуально на сегодняшний день. Меня тронул фильм, повествующий о тяжелой судьбе сильных людей из Москвы. Наверно, только сейчас я действительно понимаю, как и им нелегко приходится ».
13. «Замечательные мероприятия, которые действительно помогают людям преодолеть неприязнь к инвалидам и осознать, что все мы, по сути, равны».

В марте 2012г. в России прошла Седьмая неделя инклюзивного образования.
Участие принимали все члены Коалиции «За образование для всех». В рамках недели в 30 регионах прошли акции, семинары, круглые столы, конференции, Уроки доброты, показы роликов социальной рекламы.
Кроме всего вышеперечисленного общественные организации проводят различные семинары с родителями, помогая им справиться с трудностями в обучении детей, рассказывая об их правах и о том, как их правильно защитить.
Благодаря относительной своей независимости некоммерческие организации часто выступают посредниками между семьёй и государственным учреждениям. Общественная организация объединяет много семей с аналогичными пробелами и совместно с ними стараются найти путь её решения, взаимодействия с государством и бизнесом.
Многие представители некоммерческих организаций принимают участие в разработке нормативно-правовых актов.
К примеру, в г. Москве сотрудники РООИ «Перспектива» инициировали и принимали участие в разработке закона г. Москвы «Об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья», без их участия не обошлась и ратификация Конвенции по правам инвалидов, а 12 апреля 2012г. они выступали на слушаниях в Государственной думе, посвященных инклюзивному образованию, на которых представляли свои рекомендации.
Хабаровск также представлял информацию о своём городе.
В первом полугодии 2012г. Нами было проведено мониторинговое исследование, основная цель которого — выявить трудности, возникающие у общеобразовательных школ г. Хабаровска при реализации инклюзивных подходов в образовании и коллегиально выработать варианты их устранения.

Кроме этого, сотрудники некоммерческого сектора иногда имеют возможность посетить зарубежные страны с целью обмена опытом. К примеру, в 2011г. благодаря обменной программе я смогла посетить США, штат Пенсильвания и своими глазами увидеть инклюзивную школу и изнутри узнать систему образования США, увидеть механизм её работы. Хочу отметить, что она не совершенна, и практически не схожа с нашей системой обучения, но если объединить все достоинства обоих стран, то получиться идеальная картина. И теперь я могу свой опыт передавать вам и другим коллегам, что в свою очередь будет плодотворно сказываться на развитии инклюзии.
Таким образом, если рассмотреть все сферы деятельности по развитию инклюзивного образования, то смело можно утверждать что НКО может работать в каждом направлении.

РИС.1: Направления сфер действий по развитию инклюзивного образования.

Можно смело сказать, что некоммерческие организации сыграли важную роль в развитии инклюзивного образования.
НКО в основном представляют активные родители детей с инвалидностью и сами люди с инвалидностью, и уж точно никто лучше них не знает, что именно им нужно.
НКО стали активно отстаивать права детей с инвалидностью в получении образования по месту жительства. Большая роль НКО в распространении идеи инклюзии в обществе.
Сюда относятся и информационные акции, публикации в СМИ, ролики социальной рекламы и другие мероприятия, которые направлены на популяризацию идеи инклюзии.


НКО сильны в работе по формированию ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ, среди детей, педагогов, родителей и общественности в целом.
Также НКО имеет возможность принимать участие в разработке методическо-информационных материалов по теме инклюзии. К примеру, РООИ «ПЕРСПЕКТИВА» переводит с иностранного языка различные пособия по инклюзии, а также разрабатывает свои.
Некоммерческие организации могут стать незаменимым помощником государственным структурам в развитии инклюзивного образования, если мы все вместе будем работать сообща и коллегиально.
Но следует помнить, что подавляющее большинство НКО работает только на средства от грантовой деятельности и не имеет государственной поддержки. А грантовые средства строго ограничены и выдаются на кратковременные мероприятия и на определенное количество человек. Как только план выполнен, финансирование прекращается и дальнейшую деятельность организация продолжать не может. Не исключением стала и наша организация, так в 2012г. мы провели Урок доброты для 360 детей, в июне финансирование закончилось, дальше проводить уроки мы уже не можем. К сожалению, пока в Хабаровске государственные структуры не оказывают финансовой поддержки по проведению дальнейших работы в данном направлении, но при этом не лишая нас своей моральной поддержки.
НКО могут способствовать ускорению процесса развития инклюзивного образования в г. Хабаровске и в Хабаровском крае.
Необходимо разрабатывать систему взаимодействия НКО и государственных структур.
За основу можно взять опыт США.
Все социальные услуги оказывает некоммерческий сектор на основе договора с той или иной государственной организацией. Государство финансирует социальные программы НКО и контролирует ход их реализации.
В Хабаровске НКО пока работают в рамках краткосрочных грантов. Уже наработан огромный опыт, и необходимо начинать проводить системную работу по развитию инклюзивного образования в тесном взаимодействии с НКО.
Это могут быть и
• Государственные социальные заказы
• Субсидии
• Конкурсы социальных программ (по примеру Минэкномразвития)

Для того, чтобы инклюзия превратилась из мечты в реальность нам важно объединить усилия и работать коллегиально, в одной команде: представителям государственных структур, некоммерческих организаций, родителей, педагогов, дефектологов, психологов и других узких специалистов.

Мы все должны и можем работать ВМЕСТЕ на благо одной цели!