Доклад Т.И.Фомичёвой о результатах мониторингового исследования общеобразовательных школ г.Хабаровска

21 августа 2012

При поддержке Министерства экономического развития РФ был проведен мониторинг по развитию инклюзивного образования в общеобразовательных школах г. Хабаровска

Обзорный доклад, который был представлен на Совете по делам инвалидов при мэре г. Хабаровска

«Развитие инклюзивного образования в г. Хабаровске»

Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 № 3266–1 «Об образовании» позволяет осуществлять образование детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования, наделяя родителей и законных представителей ребёнка правом выбора образовательного учреждения по месту жительства ребёнка.
Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года и 27 апреля 2012г. ратифицированной Советом Федерации России государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.
В письме Минобразования РФ от 16 апреля 2001г. №29 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальными образовательными потребностями) сказано, что „Каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми“
В первом полугодии 2012г. общественная организация помощи людям с инвалидностью „АРИДОНС“ при поддержке Региональной общественной организации инвалидов „Перспектива“, Управления образования г. Хабаровска и Дальневосточного государственного гуманитарного университета проводил мониторинговое исследование общеобразовательных школ г. Хабаровска, обучающих детей с инвалидностью. Исследование было направлено на анализ сложившейся ситуации относительно образования детей с ограниченными возможностями здоровья и коллегиальную выработку совершенствования путей реализации практики инклюзии.

В исследовании приняли участие:
— 377 детей, в том числе дети с ОВЗ
— 19 родителей, дети которых обучаются на дому, из них 15 детей один раз в неделю посещают школу,
— 61 педагог, принимающих участие в обучении детей с ОВЗ,
— 17 педагогов опрошены устно во время проведения Уроков доброты.

Исследование проводилось в трёх общеобразовательных школах г.Хабаровска.

Понятийный аппарат:
Инклюзивное образование- термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах;
Ограничение возможностей здоровья (ОВЗ) — любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах (Закон г. Москвы „Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья“).
Специальные условия обучения (воспитания) — специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья невозможно (затруднено). (Закон г. Москвы „Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья“)

В настоящее время в г. Хабаровске активно развивается инклюзивное образование. В трёх школах, в которых проводилось исследование, активно и плодотворно применяют практику инклюзии. В данных школах в рамках программы „Доступная среда“ создаются специальные условия обучения для „особых“ детей.
Следует отметить тот факт, что универсальные „безбарьерные“ условия сформированы не полностью. К примеру: установлен пандус при входе в школу, но не созданы условия для доступа ребёнка-„колясочника“ в столовую.

Во всех трёх школах работают различные программы, направленные на
повышение уровня социализации и адаптации детей с особыми потребностями, в частности программы летнего отдыха, совместных культурно-массовых мероприятий и творческих мероприятий.
С целью повышения качества образовательных услуг в школах проводится подготовка и переподготовка педагогических кадров.

В 2012г. во всех трёх школах силами общественной организации инвалидов „АРИДОНС“ при поддержке администраций школ и Управления образования прошли Уроки доброты, которые проводят люди с инвалидностью, прошедшие специальную подготовку. Данные занятия направлены на формирование толерантного и адекватного восприятия инвалидности окружающими. И, по мнению учителей, такие уроки должны проводиться в дальнейшем, системно, силами приглашенных специалистов, при финансовой поддержке Органов управления образованием.
Кроме этого все школы проводят различного вида работы, направленные на развитие понимающего отношения к детям с инвалидностью.
Во всех школах существует проблема отстранённой позиции части родителей «особых» детей. В основном это относится к семьям, где родители злоупотребляют алкоголем, наркотиками или ведут асоциальный образ жизни. Позиция родителей такова: «Вам за это платят, вы и должны этим заниматься». Также очень сложно педагогам работать с родителями – инвалидами по слуху, это связано в первую очередь с коммуникационным барьером (отсутствием сурдопереводчиков или невозможностью его пригласить, непонимание глухими смысла и значения многих слов). Также глухие родители слышащих или неслышащих детей в силу особенностей своего образования не могут выполнять домашнее задание с детьми, а их материальное положение не позволяет нанимать репетиторов.
В каждой школе небольшая часть родителей на волонтёрской основе задействована в качестве тьютера — помощника учителя для своего ребёнка с ограниченными возможностями.
Большая проблема возникает с родителями, которые скрывают сопутствующие диагнозы детей, к примеру, что у ребёнка эпилепсия, другие родители не желают устанавливать ребёнку инвалидность, но при этом рассказывают об особенностях своего ребёнка, требуя к нему особого отношения, третьи вообще ничего школе не сообщают, устраивая ребёнка на общих основаниях. Таким образом, родители реализуют свое законное право, однако данные обстоятельства затрудняют процесс обучения детей с ОВЗ, на их выявление уходит значительное время в течение которого у ребенка не только снижается мотивационная составляющая к обучению, нарушается поведение, но и развивается школьная дезадаптация.

В анкете, предложенной нами учащимся школ, практически каждый ребёнок с инвалидностью указал, что его обижают одноклассники. Особенно тяжело в этом отношении детям с инвалидностью по слуху, из-за коммуникационного барьера (непонимание значения многих слов, дефекты речи) и личных комплексов (акцент речи) и детям с интеллектуально-мнестическими нарушениями. Часто дети с инвалидностью становятся предметом психологического насилия. Вины учителей данной ситуации мы не отметили, Мы считаем, что данная ситуация в большей степени зависит в основном от воспитания внутри семьи и господствующих в ней стереотипов. Поэтому важно системно продолжать работу по формированию толерантного отношения к людям с инвалидностью.

Выводы

Инклюзивное обучение в г. Хабаровске активно развивается, разрабатываются и применяются инновационные методы обучения детей, переподготовки учителей и повышения уровня адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях получают дополнительную помощь в соответствии с имеющимися проблемами на индивидуальных занятиях с педагогами-предметниками и психологом (если он есть).
Однако школы в процессе работы испытывают трудности, в частности:
-нормативно правовая база по инклюзивному образованию на местном уровне не разработана;
— низкая мотивационная, теоретическая и практическая готовность учителей-предметников принимать, обучать и воспитывать детей с ограниченными возможностями здоровья;
— отстранённость или недостаточная включенность части родителей детей с ОВЗ от процесса их обучения и воспитания;
— недостаточна оснащённость материально-технической базой школ. Существует высокая потребность в оборудовании отдельного кабинета психолога,логопеда, увеличения интерактивного оборудования, в частности интерактивных досок (особенно их наличие важно при обучении детей с задержкой психического развития).
-у школ катастрофически не хватает дополнительных специалистов, логопедов, психологов, тьютеров, дифектологов;
— требует продолжения работа по созданию специальных условий для детей с ОВЗ. На данный момент архитектурная доступность общеобразовательных школ обеспечена частично. Главная причина: нет локального нормативно-правового акта, раскрывающего ответ на вопрос – «Специальные условиями обучения, какие они?». Информация, разработанная общественными организациями, является только рекомендательной. И представление о том, какой должна быть «доступная» школа в нормативных документах не указана;
-финансирование школ, применяющих инклюзивный подход в образовании, находится на не достаточном уровне;
-моральная неготовность большинства родителей как «здоровых», так «особых» детей к инклюзивному образованию.

Следует отметить, что, не смотря на большое количество трудностей, всё-таки прогресс на лицо, отмечается положительная тенденция в развитии инклюзивного образования в г. Хабаровске. Управление образования г.Хабаровска готово к сотрудничеству с общественными организациями, администрация школ и педагоги открыты для получения новых знаний в области коррекционной педагогики и психологии, направленных на качественное обучение детей с ОВЗ.

Рекомендации
1. Разработать и утвердить на местном уровне концепцию инклюзивного образования, призванную лечь в основу стратегии развития инклюзивного образования в г. Хабаровске как актуального вызова современной социо-культурной ситуации и демократизации общественной жизни в целом, учитывая положительный зарубежный опыт, а также опыт Псковской, Калининградской области, опыт Республики Чувашии. Также за основу можно взять «Концепцию развития инклюзивного образования г. Москвы)

2. Разработать и утвердить локальные нормативно — правовые акты, способствующих развитию инклюзии — к примеру, принятие Закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья г.Хабаровска (За основу можно взять опыт г. Москвы)

3. Необходимо детально проработать и нормативно закрепить требования к инклюзивной школе, какие условия должны быть в этой школе, за чей счет эти условия должны создаваться и разработать действенный механизм контроля за реализацией инклюзивного образования.

4. Необходимо пересмотреть вопрос финансирования школ, применяющих инклюзивные подходы в обучении – изменить методику расчёта подушевого финансирования – введя повышающие коэффициенты для школ обучающих детей с ОВЗ с целью увеличения количества штатных единиц и фонда на учебные расходы образовательного учреждения (с 2% до 8%).

Органам местного самоуправления также предоставлено право устанавливать нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации „Об образовании“).

Данная мера позволит значительно расширить кадровый состав школ, улучшить материально-техническую базу и обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов системы инклюзивного образования.

5. Для сохранения и укрепления кадрового потенциала образовательных учреждений, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима разработка мер материального стимулирования деятельности работников этих учреждений, включая установление размеров и условий оплаты труда, а также мер их морального поощрения, соответствующие сложности их работы.

6. Для дальнейшего эффективного развития инклюзивного образования в повседневной практике необходимо формирование адекватного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Особая роль принадлежит объединениям родителей и объединениям самих лиц с физическими и умственными недостатками. Эти организации имеют право участвовать в принятии решений, касающихся всех аспектов деятельности по инклюзивному образованию. Органы исполнительной власти и местного самоуправления должны оказывать всестороннюю поддержку деятельности этих общественных формирований (Письмо Министерства образования РФ от 16 апреля 2001 г. N 29/1524–6)

7. Необходимо создавать ресурсные центры по развитию инклюзивного образования. Это обусловлено высокой потребностью в данных центрах. Данные центры могут быть созданы и на базе Психолого-медико-педагогической комиссии, и на базе некоммерческих неправительственных организаций. ПМПК –профессионалы в области оказания методической поддержки педагогов, НКО- по работе с детьми, с родителями и в информационно-просветительской деятельности. Присутствие одного не исключает присутствие другого.

И в завершение, следует добавить, что развитие инклюзивного образования не означает, что необходимо свертывать систему дифференцированного обучения разных категорий детей.

Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования. В этой области принципиально важна продуманная государственная политика, не допускающая „перекосов“ и „перегибов“. Необходимо взвешенное сочетание принципов интеграции и профессионального воздействия в специально организованных условиях (Письмо Министерства образования РФ от 16 апреля 2001 г. N 29/1524–6).
Развитие инклюзивного образования предполагает не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом.

Внедрение инклюзивного образования в широкую практику должно осуществляться постепенно, по мере подготовки квалифицированных кадров, создания специальных условий образования (воспитания) и изменения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья.

При подготовке доклада использовалась литература:
1. Закон Российской Федерации„Об образовании“ от 10 июля 1992г. №3266-ФЗ (ред. от 27.12.2009г.);
2. Конвенция ООН о правах инвалидовот 13 декабря 2006 года;
3. Письмо Минобразования РФ от 16 апреля 2001г. №29О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями);
4. Закон Российской Федерации от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ„О социальной защите инвалидов Российской Федерации“;
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008г. №АФ-150/06„О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами“
6. Закон г. Москвы № 16 „Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья“ от 26.04.2010г.
7. Сборник информационных материалов Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр „Школьная книга“, 2010.;
8. Приказ Министерства образования и науки Украины „Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования“ от 1 октября 2010 года N 912
9. Закон Российской Федерации от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ„О социальной защите инвалидов Российской Федерации“
10. Инклюзивное образование. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. И.В. Возняк, Л.В. Головникова. Волгоград 2011.
11. Инклюзивное образование. Методическое пособие. Настольная книга
педагога, работающего с детьми с ОВЗ. М. Владос 2011.